Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Президенты Центральной Азии в 2006 году

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда часто говорят, что президенты мыслят по-иному, думают о глобальном, и, вообще, чуть ли не небожители, становится как-то не по себе. Любой президент отличается от нас, грешных, только тем, что в нужное время он оказался в нужном месте. А в остальном, они такие же люди, как и все, со своими недостатками и достоинствами

Часть первая

Чем ближе Новый год, тем интереснее становится жить. Обычно к этому периоду начинают подводить итоги прошедшего года, и стараются не испугать фортуну.

Принято оставить все печальные мысли в старом году, чтобы в новый год вступить с радостными. Люди расстаются со старыми вещами, покупая новые. И обязательно утром надо встать с постели с правой ноги, чтобы весь следующий год не оказался по-настоящему "левым".

Когда часто говорят, что президенты мыслят по-иному, думают о глобальном, и, вообще, чуть ли не небожители, становится как-то не по себе. Любой президент отличается от нас, грешных, только тем, что в нужное время он оказался в нужном месте. А в остальном, они такие же люди, как и все, со своими недостатками и достоинствами.

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Курманбек БАКИЕВ, вполне возможно, никак не может свыкнуться с мыслью о том, что стал президентом и принял после Аскара Акаева страну. Представляя беспокойный юг Кыргызстана, никак не может понять, что северянин Феликс Кулов думает несколько по-иному, чем он. Наследство от Акаева не совсем упорядоченное. Вступив во Всемирную Торговую Организацию первыми на просторах СНГ, Бакиев должен, во-первых, куда-то девать весь этот хлынувший в страну китайский ширпотреб, во-вторых, собрать по кусочкам то, что после вступления в ВТО осталось от киргизской промышленности.

Последняя по времени напасть - что делать с Кара-Балтинским горнообогатительным комбинатом, фактически обанкротившимся урановым активом, долг которого перед бюджетом составляет 8,35 миллиона долларов. Кажется, российская группа компаний "Ренова" собирается принять участие в пятом по счету тендере по ГОК. Правда, киргизскому правительству пришлось в спешном порядке реструктурировать долг комбината до 2031 года. В противном случае его продать не удастся.

Ислам КАРИМОВ, вероятно, еще никак не может отойти от последствий андижанских событий. Политическая ситуация внутри страны не предвещает никаких катаклизмов. Чего не скажешь о внешнеполитической ситуации. Европейский Союз никак не хочет идти на плотный контакт с официальными властями, а последнее решение, принятое в Брюсселе, наводит на невеселые мысли. Сейчас позиции узбекского президента напоминают средневековую крепость во время осады кочевыми племенами.

Последняя "головная боль": куда, кому и на каких условиях сбыть крупнейшие в стране химические предприятия. Местные управленцы уже сделали с ними все, что можно, эффективность отрасли падает, инновациями давно не пахнет. Нужны инвестиции и бизнесмены, готовые работать в условиях больших политических рисков и мизерных возможностей для цивилизованного бизнеса.

Нурсултан НАЗАРБАЕВ, судя по всему, получил в 2006 году столько преимуществ, сколько не получал в ближайшие десятилетия. Он удачно использовал ситуацию, когда его самый мощный оппонент по региону, Узбекистан, оказался практически в международной изоляции. Пока Каримов лавировал и искал приемлемые пути выхода из сложного положения, Назарбаев сумел доказать, что он и является той лошадью, на которую обычно ставят игроки на скачках. Активность на внешнеполитическом поле и поддержка, полученная от Джорджа Буша-младшего и ЕС в вопросах стратегического партнерства и энергетической безопасности, свидетельствует о том, что статус регионального лидера он фактически получил.

Последние по времени проблемы: дополнительное рассмотрение в суде уголовного дела по факту убийства Сарсенбаева (внутри страны) и промежуточный провал в вопросе председательствования Казахстана в ОБСЕ в 2009 году (вне страны). Первую проблему на время погасили, вторую лишь растревожили. США и Великобритания очень тепло встречают казахстанского президента, но при этом придерживаются весьма жесткой позиции в вопросе председательствования Казахстана в ОБСЕ.

Сапармурат НИЯЗОВ, ни о чем особо не беспокоился. Что о нем подумают на Западе, Востоке, Юге и Западе не имело ровно никакого значения. У него был газ, небольшой послушный народ, и достаточно иностранной валюты, чтобы не думать о хлебе насущном. У него не было региональных амбиций, желания удивить мир и стать чем-то большим, чем Туркменбаши. Думается, организаторы многих международных саммитов и встреч на территории СНГ уже давно понимали, что вытащить Ниязова из Туркмении не легче, чем долететь до Луны. Хотя, многие из них исправно посылали ему приглашения...

Последнее событие в Туркменистане, естественно, связано с газом. Переговоры с "Газпромом" о повышении цены до 100 долларов за тысячу кубометров прошли, как принято считать, "в дружеской атмосфере". Миллер сдался, так как издержки от повышения цен на газ будут покрывать потребители, а не монополисты-транзитеры.

А преемник Ниязова, скорее всего, продолжит политику "отца туркмен".

Эмомали РАХМОНОВ большую часть 2006 года провел под знаком предстоящих президентских выборов. Вопрос даже не в том, что он мог проиграть. Вопрос в другом: сколько он еще может править Таджикистаном? Разговоры внутри страны о целесообразности переориентации на США и неэффективности российско-таджикского экономического сотрудничества - не больше чем популизм и стремление приобрести политический капитал. Если Россия не совсем уверена в инвестиционных программах в дружественный Таджикистан, то что говорить о Западе, руководители которого даже не слышали о существовании такого государства. Это еще одна характеристика страны, к сожалению, не имеющей энергетических ресурсов. Такие страны Западу, по большому счету, не нужны.

Последнее событие, безусловно, президентские выборы, по итогам которых Рахмонов сохранил пост президента на последующие 7 лет. Как это часто бывает, сразу после избрания стал проявлять максимум активности: затеял чистку внутри аппарата, пообещал реформы в стране, принял присягу, и так далее...

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ:

25 января. В рамках внеочередного заседания Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества рассматривался ключевой для Узбекистана вопрос о присоединении к ЕврАзЭС. Подписав все необходимые документы, официальный Ташкент стал, с одной стороны, заложницей Москвы, с другой стороны, окончательно сформировал цельную географическую карту центрально-азиатской интеграции. Без Узбекистана, как отмечают многие аналитики, любая интеграция в данном регионе просто невозможна.

Однако это не означало, что отношения между Бишкеком и Ташкентом, Душанбе и Ташкентом автоматически из плоскости недоверия и настороженности перейдут в плоскость дружбы и взаимопонимания. Дальнейшие события показали, что под этими опасениями вполне солидная база.

На пресс-конференции по итогам заседания Нурсултан Назарбаев, так прокомментировал итоги Межгосовета: "История предоставляет нам уникальный шанс сформировать мощный, самодостаточный внутренний рынок. Совокупная численность населения стран, входящих в ЕврАзЭС, составляет сегодня 250 миллионов человек. У государств-участников организации есть все для того, чтобы создать самое развитое объединение в СНГ - энергоносители, продовольственная база, транспортная система. И эффективность ЕврАзЭС зависит от воли президентов и искренней заинтересованности правительств".

Можно предположить, что во время Межгоссовета в Санкт-Петербурге было холодно и влажно.

Однако Курманбек Бакиев и Эмомали Рахмонов вполне могли поверить в то, что вернувшийся в лоно друзей России Узбекистан перестанет использовать против них газ, как инструмент силового воздействия.

Тогда же российский президент и его казахстанский коллега заложили фундамент под совместные урановые проекты, которые до конца года сформировались три совместных предприятия.

К тому же Казахстан и Россия также договорились совместно строить атомные реакторы малой и средней мощности. Но это будет несколько позже.

Часть вторая

Возвращение Узбекистана в региональные интеграционные структуры вызвало не только оптимистические ожидания, но и стало поводом для пессимистических прогнозов.

Было не совсем ясно, надолго ли вернулся Узбекистан, собирается ли он всерьез строить отношения с соседями по региону или, поддавшись мимолетным настроениям, решил передохнуть перед очередным рывком на Запад.

Знаете, в чем суть узбекской проблемы? Думается, что в урегулировании всех недомолвок и ужимок в отношениях с Казахстаном.

Как только узбекско-казахстанские отношения стабилизируются, с тех самых пор можно начинать отсчет стабилизации общеполитической ситуации во всем регионе.

Россия может сыграть историческую роль в деле окончательного примирения Ташкента и Астаны. Проблема в другом, захочет ли Москва брать на себя посредническую роль?

Хотя в данном контексте можно спрогнозировать с большой вероятностью, что в случае нежелания России стать посредником может и ЕС, и, быть может, США.

Тогда прощай российские амбиции стать локомотивом СНГ. И не только локомотивом, но даже телегой с лошадью:

14 марта. За неделю до своего государственного визита в Узбекистан казахстанский лидер встретился с узбекским министром финансов Рустамом Азимовым.

Встреча освещена довольно скупо, а официальная версия гласит, что стороны обсудили вопросы двустороннего сотрудничества в торгово-экономической сфере и подготовку к предстоящему государственному визиту Нурсултана Назарбаева в Узбекистан.

20 марта. Граждане Узбекистана и Казахстана ждали от этого визита многого. Во-первых, решения пограничной проблемы. Несмотря на безвизовый режим пересечения границы, узбекские пограничники постоянно запрашивают основания для посещения Казахстана. Иногда они это перестают делать, иногда - снова начинают. Во-вторых, надеялись на существенное оживление приграничной торговли. Никто не сомневается, что такая торговля выгодна как узбекской, так и казахстанской стороне. Однако имеющиеся таможенные и акцизные барьеры со стороны Узбекистана заставляют бизнесменов работать в теневой экономике.

Обмен любезностями во время совместной пресс-конференции по итогам визита, так и остался чисто дипломатической уловкой. Реального прорыва в торговле не произошло. Стороны пообещали друг другу увеличить товарооборот, подписали пакет документов о международном автомобильном сообщении, сотрудничестве в области охраны прав интеллектуальной собственности, в сфере науки и технологий, Протокол об изъятиях из режима свободной торговли. Бумага, как говорится, все стерпит.

Вообще, узбекско-казахстанским отношениям свойственны пороки, оставшиеся еще с советских времен. Эти две страны являются ключевыми игроками в регионе, соперничали друг с другом как во времена СССР, так и сейчас. У обоих мощные запасы энергоносителей, к которым присматривается Запад. В состав Узбекистана входит часть Ферганской долины, всегда вызывающая повышенное беспокойство из-за своего анклавного положения, высокой плотности населения и политической нестабильности.

Поэтому регулярные заверения со стороны президентов двух стран о том, что между Узбекистаном и Казахстаном нет неразрешимых проблем, не вызывают большого энтузиазма.

27 марта и 4 мая. В эти дни казахстанский президент встретился с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Бельгии Карлом де Гюхтом и министром иностранных дел Королевства Нидерландов Бернардом Рудольфом Бота.

Вообще, 2006 год характеризуется серией встреч казахстанского лидера с европейскими чиновниками разного ранга. Накануне рассмотрения заявки Казахстана на пост председателя ОБСЕ это вполне логично. С другой стороны, ЕС после жесткого противодействия со стороны узбекских властей по вопросу расследования андижанских событий необходимо было найти точку опоры в регионе. Такое плечо партнера и предложил Европе Назарбаев.

В данной связи характерно высказывание Карла де Гюхта во время встречи: "В Центральной Азии должно быть государство-лидер, которое будет распространять экономическое развитие, толерантность, стабильность и демократическое развитие по всему региону. Демократия это не имплантант, который можно вживить, насадить из одного места в отдельный регион, она должна произрасти изнутри данного региона". Можно предположить, что Узбекистан надежды на толерантность и демократию Европы не оправдал.

Что касается голландского чиновника, то Назарбаеву было о чем с ним поговорить. Нидерланды стали по итогам 2005 года второй по объемам инвестиций после США страной для Казахстана. Остановившись на необходимости развития малого и среднего бизнеса, Бота поддержал кандидатуру Казахстана на пост председателя ОБСЕ. Правда, в конце года все же выяснится, что вопрос о председателе окажется не столь однозначным, каким он казался в начале 2006 года.

4 мая. Назарбаев провел знаковую встречу с Комиссаром Европейской Комиссии по энергетике Андрисом Пиебалгсом. Известно, что этот чиновник является ключевым человеком в Европе - противником российского монополизма в сфере энергопоставок.

По его мнению, жесткая зависимость Европы от "Газпрома" может оказать влияние на безопасность ЕС вообще.

На встрече с казахстанским президентом Пиебалгс заявил, что государства-члены Евросоюза решили более тесно координировать свою энергетическую политику. В переводе с дипломатического языка это означает, что ЕС собирается всерьез заняться диверсификацией поставок энергоносителей в обход России.

Европу не совсем устраивает позиция России в вопросе подписания европейской энергетической хартии и возможном доступе частных европейских инвесторов к российской экспортной трубе. Исходя из этого, европейцы ищут возможности транспортировки углеводородов из Каспийского региона.

Казахстан со своими запасами во всей структуре энергетической безопасности может сыграть ключевую роль. Пиебалгс подчеркнул, что "Казахстан очень важен не только как поставщик нефти и газа, но и как страна, куда многие европейские компании внесли инвестиции и могут их увеличить".

4 мая. Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов приехал с официальным визитом к своему казахстанскому коллеге. В ходе визита они говорили на общие темы, если не считать высказывания Рахмонова по поводу "больших перемен" в Казахстане.

"У вас есть чему поучиться нам, молодым суверенным государствам, особенно центрально-азиатским", - заметил таджикский президент.

Настоящая цитата приведена не случайно. В свое время за передовым опытом в деле построения рыночной экономики Эмомали Рахмонов ездил в Узбекистан. В тот момент, когда узбекская экономика стала испытывать трудности от усилившегося давления государственного аппарата, а инвестиционный климат стал резко ухудшаться, Рахмонов переориентировался на Россию и Казахстан.

Можно себе представить состояние Каримова, с которым его коллеги по региону считаются все меньше. К нему не прислушиваются и уже давно не советуются по поводу реформ в экономике. Довольно обидно после того, как Таджикистан долгое время был в фарватере узбекского регионального влияния.

20 мая. Каримов и Назарбаев решили проведать своего коллегу Путина в Сочи. Каримов говорил о том, что готов предоставить режим наибольшего благоприятствования для российского бизнеса в Узбекистане. Конкретно речь шла о приватизации стратегических предприятий, существенную долю в которых узбекский президент обещал россиянам.

Между тем Назарбаев решал с Путиным вопрос повышения цены за казахстанский газ для "Газпрома".

Узбекский лидер, только что получивший зонтик безопасности от России и Китая, стремился выразить свою благодарность, тогда как казахстанский вел себя с российским лидером как равный с равным.

13 июня. В тот день все центрально-азиатские президенты собрались на юбилейный саммит ШОС в Шанхае. Это единственная региональная организация с участием Китая. Пекин старается использовать любой шанс, чтобы получить доступ на рынки центрально-азиатских государств, в первую очередь, энергетические.

Россия же делает главный акцент на военном сотрудничестве, пытаясь создать аналог НАТО на Евразийском континенте. Казахстан стремится интегрироваться в регион, чтобы диверсифицировать экспорт своих углеводородов. Узбекистан, с одной стороны, выступает за интеграционные процессы внутри региона, с другой стороны, не спешит подпадать под влияние трех более крупных игроков - России, Китая, Казахстана.

Таджикистану и Кыргызстану трудно смириться с тем, что все обсуждаемые проекты в региональном масштабе направлены по большей части в сторону рынков Узбекистана и Казахстана. Хотя и у них появляется вполне реальный шанс использовать свою территорию как транзитную.

Еще одна проблема китайских властей борьба с терроризмом и сепаратизмом. Им необходимо создать буферную зону вокруг Синьцзяна и Тибета, чтобы контролировать ситуацию в регионах, вызывающих большую озабоченность в силу популярных там сепаратистских настроений. Но в одном члены ШОС едины - они воспринимают организацию как гарант региональной безопасности.

23 июня. В тот день состоялось очередное заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС в Минске. Напомним, что после санкт-петербургского заседания прошло полгода. Лидеры государств договорились подготовить к подписанию и парафировать документы по созданию Таможенного союза.

Главную озабоченность вызывает Узбекистан, где темпы присоединения к ЕврАзЭС оказались неудовлетворительными. Акцент на заседании был сделан на том, что процесс создания Таможенного союза должен быть синхронизирован с процессом вступления стран СНГ во Всемирную Торговую Организацию.

Кыргызстан уже вступил в ВТО, но на правах, которые вызывают у Москвы и Астаны множество трудноразрешимых вопросов. Если взять обе проблемы - недостаточные темпы интеграции Узбекистана в ЕврАзЭС и ситуацию в Кыргызстане после ее вступления в ВТО - трудно вычленить ключевую.

Насколько Узбекистан не готов к интеграционным процессам, настолько же Бишкек оказался в позиции, когда торговать с ней невыгодно соседям по региону.

Вопрос в том, что Кыргызстан вступил в ВТО на условиях, которые неприемлемы и России, и Казахстану, и Узбекистану, и Таджикистану. И унифицировать таможенные пошлины с Бишкеком сегодня довольно сложно.

Продолжение следует