Беларуси удалось вырвать у Москвы несколько более благоприятные условия по ценам на газ на 2007 год, чем ожидалось - то есть Москва, судя по всему, предпочитает все же минимизировать риск свержения режима президента Аляксандра Лукашенка (так в тексте - прим. перев.). Однако России все же достанется 50-процентный пакет акций газоимпортной трубопроводной сети, а до 2011 года ожидается переход в отношениях с Беларусью к 'европейским' ценам. Если считать, что курс нового президента России не будет отличаться от нынешнего, то дни дешевого российского газа для стран бывшего Советского Союза уже сочтены. Тем временем 'Газпром' все ближе подбирается к полному контролю над экспортной инфраструктурой этих стран.
* * *
Вечером 31 декабря представители Беларуси и российского государственного газового монополиста 'Газпрома' заключили пакетное соглашение по поставкам газа на 2007 год. В случае, если бы договор не был подписан, 'Газпром' грозил с 1 января прервать поставки топлива, а Беларусь в ответ намекала на возможность срыва российских газовых поставок в Польшу, Литву и на север Германии по контролируемому Россией газопроводу 'Ямал-Европа' и по сети компании 'Белтрансгаз'. Беларусь была единственным государством бывшего Советского Союза, которого волна радикального повышения цен не коснулась в 2006 году - для нее тариф оставался на уровне 47 долларов за тысячу кубометров. Однако на 2007 год российская компания потребовала поднять цену до 200 долларов за тысячу кубометров - или до 140 долларов, если Беларусь будет готова продать 'Газпрому' половину 'Белтрансгаза'.
Решение с пятилетним сроком годности
За несколько дней до 31 декабря, когда соглашение было все-таки подписано, стало ясно, что 'Белтрансгаз' будет участвовать в сделке, то есть цены на газ в течение еще нескольких лет останутся существенно более низкими, чем в Европе. 'Газпром' предложил цену в 105 долларов за тысячу кубометров, из которых 30 долларов планировалось взять акциями 'Белтрансгаза'. В подписанных сторонами документах фигурирует цена в 100 долларов за тысячу кубометров на 2007 год - все выплачивается живыми деньгами, а 'Газпром' покупает 50 процентов 'Белтрансгаза' за 2,5 миллиарда долларов. По условиям сделки, переходный период к ценам, сопоставимым с ценами, по которым газ у 'Газпрома' покупают европейские потребители, составит пять лет. За этот же период платежи 'Газпрома' Беларуси за транзит газа вырастут в два раза.
Не менее важно и то, что уже, судя по всему, в обозримом будущем странам удастся прийти к компромиссу по вопросу пошлин на нефть. Россия грозила увеличением пошлины на нефть, экспортируемую в Беларусь, примерно до 180 долларов за тонну. Без этого белорусские нефтепереработчики лишились бы выгоднейшего бизнеса: они получали российскую нефть по заниженным ценам, а затем продавали произведенные из нее нефтепродукты на западноевропейских рынках уже по мировым ценам. Только за 2005 год Беларусь заработала на экспорте такой продукции 5 миллиардов долларов. По данным некоторых СМИ, эта пошлина все-таки была введена, однако белорусские чиновники утверждают, что в течение месяца стороны придут к соглашению по разделу прибыли от этой деятельности, после чего пошлина - предположительно - будет отменена.
Последний дружеский жест
Со стороны кажется, что 'Газпром', следуя указаниям своего главного акционера, российского государства, пошел на уступки Беларуси, представлявшиеся ему достаточными для того, чтобы не дать режиму Лукашенка обрушиться в одночасье. По словам бывшего председателя центрального банка Беларуси Станислава Богданкевича, в настоящее время 60 процентов белорусской промышленности либо убыточны, либо едва-едва дают прибыль. Если бы цены на газ, как и хотел сначала 'Газпром', выросли до 140 долларов, то есть практически втрое, то для белорусской экономики это было бы чревато полномасштабным кризисом, а бюджетные расчеты Лукашенка, в которые входят субсидии на газ для домохозяйств, нарушились бы самым серьезным образом. Конечно, нынешнее удвоение цен все равно ударит как по экономике, так и по бюджету, но на этом уровне у Лукашенка все равно остаются какие-то шансы сохранить стабильность в стране на 2007 год. И все же у Лукашенка на то, чтобы изменить экономическую политику и отодвинуть потенциальную катастрофу, есть всего один год: в 2008 году грядет новое повышение цен.
По сравнению с тем, какие договоры подписал 'Газпром' с другими бывшими советскими странами, белорусская сделка представляется весьма выгодной. Грузия, у которой отношения с Россией натянутые, отказалась продавать 'Газпрому' свои газопроводы и вынуждена была с начала 2007 года перейти сразу на 'европейскую' цену в 235 долларов за тысячу кубометров. То же самое произошло и с Азербайджаном. Положение Беларуси смотрится хорошо по сравнению даже с Украиной, где президент прозападный, но премьер-министр обладает определенной поддержкой Москвы: в этом году Украина будет платить по 130 долларов за тысячу кубометров, и четырехлетнего переходного периода к ценам, аналогичным ценам Европейского Союза, ей никто не обещает. Менее щедрым по сравнению с белорусским выглядит даже соглашение, подписанное с пророссийской Арменией: здесь переходный период заканчивается в 2008 году. Также следует заметить, что уступка именно в отношениях Беларусью обойдется 'Газпрому' наиболее дорого: кроме Беларуси и Украины, в бывшем Советском Союзе российский газ в больших количествах никто не импортирует. Беларусь одна потребляет практически столько же газа, сколько Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Литва, Латвия и Эстония вместе взятые.
Поживем - пересмотрим?
Неясными остаются два немаловажных аспекта договора между 'Газпромом' и Беларусью. Во-первых, в нем ничего не говорится о ценах на 2007-2011 годы. Если бы цена поднималась равномерно, то в 2008 году она составила бы примерно 140 долларов, 175 в 2009-м, 210 в 2010-м и 250 в 2011-м. Однако главный интерес белорусской стороны состоит в том, чтобы сколь возможно долго откладывать резкое повышение цен, и поэтому, если в соглашение не вписать конкретную ценовую формулу, впереди стороны ждет ожесточенный торг по каждому периоду, тем более что непонятно, какими в 2011 году будут 'европейские' цены. Если в 2010 году цены на нефть будут значительно ниже, чем сегодня, то цена, которую будут платить страны ЕС за российский газ в 2011 году, будет значительно ниже тех 240-260 долларов за тысячу кубометров, что они платят сегодня.
Во-вторых, очень правильным вопросом - который, впрочем, будет касаться всех подобных соглашений в энергетической сфере между странами СНГ - будет вопрос об окончательности подписанных документов. Например, в 2002 году 'Газпром' подписал с такой же украинской компанией соглашение, устанавливавшее цены на торговлю газом до 2013 года, и тем не менее в конце 2005 года благополучно порвал его. Что касается нынешнего соглашения, то оно вызывает существенное раздражение у белорусской стороны: премьер-министр Сергей Сидорский заявил, что документ был подписан в 'трудной атмосфере' и 'на невыгодных условиях', поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что в будущем руководители Беларуси будут утверждать, что он был подписан под давлением. Также весьма вероятно, что белорусское руководство постарается получить от нового президента России более выгодные условия, чем те, что они получили от Владимира Путина.
Будущее проясняется
Впрочем, скорее всего, все усилия Беларуси переломить вектор российской газовой политики окажутся тщетными: решение 'Газпрома' взвинтить цены на это топливо для стран бывшего Советского Союза продиктовано перспективой нехватки газа, который он может добыть сам и купить в Центральной Азии, для удовлетворения спроса на него внутри страны и в других странах. В ситуации, когда две трети газового экспорта сегодня идет в страны бывшего Союза по ценам, составляющим менее 40 процентов от цен, которые согласны платить потребители в ЕС, 'Газпрому' просто необходимо повысить цены для потребителей в бывших советских странах, чтобы заставить их покупать меньше и заодно, увеличив доходы, иметь больше денег для того, чтобы вкладываться в развитие.
Однако 'Газпром' не только повышает цены на газ для стран бывшего Советского Союза: Он также медленно, но верно забирает под свой контроль их экспортную инфраструктуру. Этой компании уже сегодня принадлежит большинство в управлении газопроводом 'Ямал-Европа', по которому через территорию Беларуси поступает две трети газа, экспортируемого 'Газпромом' в Европу через белорусскую территорию; остальное идет по сетям 'Белтрансгаза', который вскоре также будет на 50 процентов принадлежать 'Газпрому', а в будущем тот наверняка попробует захватить и контрольный пакет. В Армении 'Газпром' имеет большинство в управлении всеми газопроводами, включая и незавершенную ветку, соединяющую Армению с Ираном. Самая большая брешь в мозаике, собранной 'Газпромом' - это газотранспортная система Украины. Последует ли Украина примеру Беларуси и согласится ли на совместное управление в обмен на переход к европейским ценам в несколько этапов, а не в один? Поживем - увидим.
___________________________________________________
'Газпром' без газа ("The Wall Street Journal", США)
Медведев: 'Шантаж Белоруссии смешон' ("Le Figaro", Франция)