Из-за противостояния, развернувшегося между Россией и Беларусью, через территорию которой нефть поступает к потребителям, экспорт российской нефти в Европу прерван. Случилось это после того, как Беларусь в ответ на введение Россией экспортных пошлин на поставляемую для ее нужд нефть ввела свой собственный налог на ее транзит. Хотя этот эпизод может нанести очередной удар по репутации России как надежного поставщика энергоресурсов, большая часть вины лежит все же на Беларуси. Что касается европейских государств, то, хотя снижение объемов поставки нефти принесет им гораздо меньше беспокойства, чем прекращение поставок газа через Украину год назад, этот инцидент лишний раз подчеркивает, насколько рискованно впадать в слишком сильную зависимость от российских энергоносителей. Также он заставляет задаться вопросом о перспективах выживания экономической и политической модели Беларуси в отсутствие дешевого российского газа.
* * *
Поставки российской сырой нефти в Польшу и Германию по нефтепроводу 'Дружба', через который проходит около 20 процентов российской нефти, экспортируемой в Европу, прекратились вечером 7 января в результате спора между Россией и Беларусью по вопросу налогообложения транзита нефти. Третьего января, в ответ на введение Россией пошлины на экспорт нефти непосредственно в Беларусь в размере 180 долларов США за тонну (до этого Беларусь имела значительные прибыли от переработки дешевой нефти и продажи нефтепродуктов в европейские страны), Минск ввел налог на прокачку российской нефти через территорию страны. Введенный Беларусью сбор за транзит нефти в размере 45 долларов за тонну должен давать ей примерно 2,5 миллиарда долларов дохода [в год], то есть ровно столько, сколько получит Россия от своей экспортной пошлины.
Шестого января правительство России потребовало снятия этого налога, однако белорусская сторона ответила, что сделает это только после того, как Россия отменит свою пошлину на нефть, поставляемую в Беларусь для ее 'внутренних нужд'. Какая из сторон 7 января приняла решение о прекращении поставок, которые 8 января не возобновились, до сих пор неизвестно. На германском НПЗ компании OCK Raffinerie были отмечены скачки в объемах поставок сырой нефти, однако, согласно заявлению польской нефтетранспортной компании, вся нефть на этот завод идет сейчас непосредственно из Польши, поскольку поставки нефти в Польшу по нефтепроводу 'Дружба' пока не возобновлены.
Кому аукнулось и кто откликнулся
Недавно Беларусь и Россия пришли к соглашению относительно условий нового контракта на поставку газа. Согласно этому документу, Беларусь согласилась на удвоение цены на газ в 2007 году до 100 долларов за тысячу кубометров с последующим значительным ее повышением в течение следующих пяти лет - до тех пор, пока цена не достигнет 'европейского' уровня. Эти условия пробивают огромную брешь в государственном бюджете Беларуси, которая впоследствии будет только расширяться: чтобы выполнить условия своеобразного 'социального договора' с населением, государству придется увеличить газовые субсидии для домохозяйств.
Однако дело не только в росте расходной части бюджета: введение Россией экспортной пошлины на нефть ударило и по доходам. На импорте дешевой российской нефти с последующей ее переработкой и экспортом готовой продукции на Запад Беларусь зарабатывает 4-5 миллиардов долларов ежегодно. Видя, что проблемы поджидают государство с обеих сторон, белорусские власти ввели налог на транзит нефти, стараясь таким образом сгладить негативное влияние российских экспортных пошлин на доходы. Поскольку на карту поставлена сумма в 2,5 миллиарда долларов, эквивалентная 15 процентам консолидированного бюджета, представляется очевидным, что требования Беларуси к России о снятии экспортной пошлины на нефть относятся ко всему объему поставок, а не только к той его части, которая действительно необходима Беларуси для удовлетворения внутреннего спроса.
Беларусь-2007 - это не Украина-2006
Хотя Европа потребляет большое количество нефти, в настоящий момент снижение объема поставок не наносит экономике европейских стран такого же значительного ущерба, как приостановка поставок российского газа через Украину в начале 2006 года. Это объясняется влиянием сразу нескольких факторов.
Во-первых, через Украину в Европу поставлялось 80 процентов российского газа, а через Беларусь Россия поставляет в Европу едва ли треть своей нефти. Во-вторых, запасать газ могут немногие, а значительные запасы нефти на случай возникновения непредвиденных обстоятельств есть у всех европейских стран. Например, запасы Польши, по словам заместителя министра экономики страны Петра Наимского (Piotr Naimski), эквивалентны объему потребления за 80 суток.
В-третьих, Польша, Германия и большинство других стран ЕС располагают развитой инфраструктурой для поставок нефти по морю как из России, так и из других стран мира. В результате срыв поставок нефти 2007 года рассматривается как значительно меньшая угроза экономической стабильности стран Европейского Союза, чем срыв поставок газа в 2006 году.
Кто виноват? По большей части - Минск
Хотя те, кто покупает у России нефть, достаточно хорошо подготовлены к решению краткосрочных проблем, произошедший инцидент снова заставляет вспомнить о вопросе надежности поставок энергоресурсов из России. Однако на данном этапе большая часть вины наверняка будет возложена на Беларусь. В отличие от прозападного правительства, стоявшего во главе Украины в начале 2006 года, нынешние власти Беларуси не пользуются значительной поддержкой в ЕС. Кроме того, именно белорусское руководство пошло на конфронтацию, введя налог на транзит нефти сверх обычной транзитной платы, взимаемой за пользование трубопроводами.
Если в какой-то степени Россию и можно в чем-то обвинять, то это в выборе тактики. Изменение цен на газ действительно станет для экономики Беларуси шоком, который продлится несколько лет - но при этом у нее все же будет больше времени на то, чтобы приспособиться к этому, чем у других государств СНГ; к тому же, по состоянию на текущий год, Беларусь все равно платит намного меньше, чем любая другая из бывших республик Советского Союза. Самый сомнительный фактор здесь - это экспортные пошлины на нефть, так как, введя пошлину в 180 долларов за тонну практически без предупреждения, Россия, только что вызвавшая своими действиями повышение государственных расходов Беларуси, ударила и по доходной части бюджета.
Что делать? Делать нечего
То, что стороны не смогли прийти к компромиссу и прибегли к прекращению поставок нефти - весьма тревожное обстоятельство. Тем не менее, сложно предположить, что этот спор будет продолжаться значительное время или примет какие-то более жесткие формы. Обе стороны были на пути к достижению компромисса по вопросу экспортной пошлины на нефть уже во время подписания договора по газу, и есть веские основания полагать, что компромисс все же будет достигнут. Для России срыв поставок нефти означает дополнительные издержки и множество резких и неблагоприятных отзывов в СМИ, однако ставка Беларуси гораздо выше: власти не могут оставить свои НПЗ без сырья и не рискнут пойти на развязывание полномасштабной торговой войны против России. Белорусская экономика очень сильно зависит от России как от рынка сбыта; кроме того, бюджету необходимо восстановить поступления от экспорта нефтепродуктов, даже если прибыль будет составлять всего 50 процентов от прежнего уровня.
Если взглянуть на более общую ситуацию, то станет видно, что президент Беларуси Аляксандр Лукашенка (так в тексте - прим. перев.) не может пойти на полный разрыв отношений со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Перестав давать Беларуси дешевые энергоносители, Россия нанесла ей удар, но, тем не менее, не прекратила поддерживать авторитарную власть Лукашенка и не закрыла свои рынки для белорусских товаров. Кроме того, совершенно невозможной представляется переориентация внешней политики Лукашенка: ЕС не собирается ни в какой форме поддерживать 'последнего диктатора Европы' - а если бы и собирался, то, как показывает пример 'оранжевых' властей Украины, подобная поддержка никак не может заменить прямой политической и финансовой помощи, в которой нуждается Лукашенка.
На другом конце трубы
Какие же выводы необходимо будет сделать из российско-белорусского скандала, в случае если он завершится в ближайшем будущем? Во-первых, этот эпизод лишний раз напомнит европейским странам о последствиях, которым чревата для них слишком сильная зависимость от России как поставщика энергоресурсов. В данном случае главная опасность для стран Европейского Союза заключается в том, что они фактически становятся заложниками отношений (временами весьма непростых) между Россией и крупными транзитными государствами, расположенными между ней и Союзом - Украиной и Беларусью. Эту проблему, однако, не следует рассматривать в связи с другими имеющимися вопросами, как-то: сможет ли Россия в будущем добывать достаточно нефти и газа, чтобы удовлетворить растущий спрос на них в ЕС, и есть ли опасность политизации поставок энергоносителей в будущем.
Во-вторых, неожиданно жесткая реакция Беларуси на введение Россией пошлин на нефть - это признак того, что конец эры дешевого газа очень серьезно подействовал в первую очередь на самого Лукашенка. Наиболее вероятной причиной столь непримиримой позиции Лукашенка по вопросу экспорта нефти представляется то, что в весьма недалеком будущем новая политика ценообразования может обернуться для него личным 'концом света'. Когда цены на газ поднимутся до 200 долларов за тысячу кубометров, белорусская промышленность больше не сможет конкурировать на ключевом для нее российском рынке, а бюджет страны будет не в состоянии обеспечивать частных потребителей газом по доступным ценам. Без глубоких рыночных реформ, которым Лукашенка давно открыто объявил анафему, белорусскую экономическую модель рано или поздно ждет полный коллапс. И для ЕС - а в особенности для его восточных членов - это обстоятельство представляет гораздо большую потенциальную угрозу, чем непродолжительные перебои в поставках нефти.
____________________________________________
Давно пора дать путинской России жесткий отпор ("The Financial Times", Великобритания)
Россия: вымогательство продолжается ("The Washington Post", США)