Энергетика - вещь настолько важная, что она заслуживает совершенно нового к себе отношения. Именно этим очевидным и весьма привлекательным аргументом с удовольствием пользуются так называемые 'национальные гиганты' европейской энергетики - например, немецкая компания E.ON или французская EDF. Они доказывают, что только вертикально интегрированные монополии могут гарантировать безопасность поставок энергии - потому что, во-первых, могут достаточно много вкладывать в местные сети и в дополнительные мощности, а, во-вторых, обладают достаточной силой, чтобы добиваться долгосрочных соглашений с крупными внешними поставщиками - например, с Россией - на благоприятных условиях.
Еврокомиссия считает эти аргументы не просто проявлением своекорыстия, но и большой опасностью, и в этом она, безусловно, права. Энергетическим монополиям и картелям не нравятся глубокие, ликвидные рынки, в условиях которых энергия превращается в настоящий товар. Им нравятся энергетические острова, окопавшись на которых они имеют возможность драть три шкуры с потребителей. Поэтому они не вкладываются в строительство сетей-перемычек, по которым энергоносители можно было бы перегонять оттуда, где их много и где они дешевы, туда, где их мало и цены на них высоки. В частности, из-за этого Германия, у которой мало своего газа, не может импортировать это топливо из Нидерландов, хотя Нидерланды совсем близко, да и газа там достаточно.
Есть и другая опасность: долгосрочные контракты, которые эти самые 'энергетические гиганты' якобы заключают, на поверку оказываются пустой бумагой. Германия, особенно при своем предыдущем левом правительстве, под флагом энергетической безопасности вступила в неприлично близкие отношения с Россией Владимира Путина, что, однако, на этой неделе не остановило Кремль, когда он просто взял и прекратил поставлять энергоносители в Германию (как и в другие страны Европы) только лишь затем, чтобы приструнить Беларусь, своего маленького, но непокорного соседа, с которым ему не удалось договориться о ценах на трубопроводный транзит. Прошлой зимой у него случился скандал с Украиной - и он отключил газ.
Когда зажжется свет?
Россия любит говорить о том, какой она надежный партнер - и скандал с Беларусью действительно очень быстро закончился, - но Москва надежна, только когда это в ее интересах. Если оценить риски политического обмана и недостатка газа, который из-за плохого менеджмента и недостатка инвестиций может образоваться уже в недалеком будущем, то Россию вряд ли можно считать достойным доверия партнером - если, конечно, смотреть с точки зрения потребителя, а не поставщика. Может быть, сделки 'своих со своими', которые заключают с 'Газпромом' его западные коллеги, и годятся для них самих, но для потребителей эти непрозрачные и негибкие соглашения, наоборот, невыгодны.
Именно этим и объясняется исключительная важность второго компонента энергетической стратегии Еврокомиссии, представленного в стратегическом обзоре отрасли, который также был опубликован на этой неделе. По этому плану, на деньги ЕС и с использованием союзного политического ресурса между странами будут строиться соединительные трубопроводы и линии электропередачи. В частности, они объединят Германию с Польшей и Литвой, а также Францию с Испанией.
Еще более важно, что Комиссия подчеркивает необходимость поддерживать разнообразие источников энергии. Один из наиболее перспективных новых маршрутов - трубопровод Nabucco, которым Европа через Балканы и Турцию соединится с газовыми месторождениями Ближнего Востока, Кавказа и Центральной Азии. Этот трубопровод обходит Россию стороной и таким образом, даже вне зависимости от реальных объемов прокачки по нему газа, позиции Европы на переговорах с ней станут существенно сильнее. с этой же целью Европе необходимо строить больше регазификационных терминалов для сжиженного природного газа (СПГ).
Как этого добиться? Легче всего - путем формирования либерального, конкурентного рынка. Не случайно самые низкие цены на энергию все последние десять лет платят жители Великобритании, которая пошла в этом направлении дальше всех, у которой список источников энергии наиболее широк и инфраструктура (в том числе и СПГ-терминалы) развита наиболее сильно.
И все же бороться с государственными гигантами действительно нелегко. За ними стоят самые серьезные интересы, представляющие крупнейшие страны ЕС. Эти компании - богатый источник синекур и других благ для политической элиты. До недавнего времени о том, чтобы бывший канцлер Германии сразу же после ухода из власти был назначен на весьма высокооплачиваемый пост председателя российско-германской энергетической компании, и помыслить было нельзя, но в какой-то момент это просто случилось - и все. Герхард Шредер стал главой фирмы, занимающейся строительством нового подводного газопровода, объединяющего Россию с Германией.
К чести комиссии скажем, что она поступила смело и требует расчленения государственных гигантов, хотя путь для отступления они все же получили: они могут остаться как есть, если отдадут управление сетями третьим компаниям. Это, конечно, совсем не то, что нужно, потому что сами транспортные системы будут по-прежнему принадлежать гигантам, но это все же лучше, чем ничего. Самой главной проверкой этого метода будет движение этих новых предприятий 'под независимым управлением' к строительству соединительных сетей. Такие шаги не только наконец-то обеспечат надежное энергоснабжение их несчастным потребителям; это станет признаком того, что крупные энергокомпании готовы конкурировать друг с другом. Сегодня вторгаться на чужие 'острова' совершенно не в их интересах, потому что любому, кто это сделает, придется все равно использовать сети, принадлежащих хозяину, и он сразу окажется в самом конце очереди.
В марте, когда предложения комиссии будут обсуждаться на встрече министров стран ЕС, они должны помнить, что энергетика - это действительно важнейший вопрос, и что к нему действительно пора начать относиться по-новому. Но новое отношение должно выражаться в том, чтобы государство использовало весь свой властный ресурс для противостояния собственным гигантам, а не для удушения конкуренции во имя мифической 'безопасности'. Либо это - либо молитесь на господина Путина.
_______________________________________________
Сырые расчеты ("The Wall Street Journal", США)
Европейские нефтяные потрясения ... и новые возможности ("Christian Science Monitor", США)