Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российские банки: злоупотребления во имя успеха

В российских банках совершается масса серьезных преступлений и мелких правонарушений - но и возможностей там тоже много

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Заказное убийство, как и любая другая услуга, подчинено рыночным правилам: чем меньше риск, тем ниже цена. Шансы быть пойманным за заказ убийства в России в целом очень низки. Но, несмотря на это, предполагаемый заказчик убийства заместителя главы российского Центробанка Андрея Козлова, очевидно, просчитался

Заказное убийство, как и любая другая услуга, подчинено рыночным правилам: чем меньше риск, тем ниже цена. Шансы быть пойманным за заказ убийства в России в целом очень низки. Но, несмотря на это, предполагаемый заказчик убийства заместителя главы российского Центробанка Андрея Козлова, очевидно, просчитался. В сентябре, сразу после совершения преступления, российский генеральный прокурор заявил, что раскрытие этого самого громкого за все время правления Владимира Путина убийства является 'делом чести'. И преступление было раскрыто - как заявляют власти. Они указывают пальцем на группу украинских наемных убийц-дилетантов и посредников, которым в целом заплатили предположительно всего 10 тысяч долларов.

У Алексея Френкеля, которого на прошлой неделе обвинили в организации этого убийства, банковская карьера была, мягко говоря, неудачной. Он работал в печально известном 'Содбизнесбанке', у которого по распоряжению Козлова в 2004 году была отозвана лицензия из-за нарушений, к числу которых относилось и отмывание денег, полученных в качестве выкупа за похищенных людей. Это решение вызвало раздражение целого ряда вкладчиков, потерявших свои сбережения. Бывший руководитель 'Содбизнесбанка' был впоследствии убит вместе с женой и дочерью. 'ВИП-банк' Френкеля лишился своей лицензии в июне прошлого года, за три месяца до убийства Козлова. Ранее этот банк исключили из государственной системы страхования вкладов. По словам друзей, Козлов жаловался на давление со стороны высокопоставленных офицеров спецслужб в связи с этими событиями.

Одним из следствий гибели Козлова может стать повышение цен на заказные убийства. Цель его кампании по расчистке авгиевых конюшен российских банков заключалась в том, чтобы сделать их гораздо более привлекательными для вкладчиков, создав такие условия, которые еще несколько лет назад показались бы невозможными. Двумя самыми наглядными мерами Козлова в этом деле стали отзыв лицензий (по данным Центробанка, за последние три года они были отозваны у 125 банков, главным образом, за отмывание денег) и введение давно уже обсуждавшейся системы страхования вкладов, которая гарантирует возврат до 190000 рублей (7200 долларов). Вместе с ними были введены правила, затруднившие банкам подделку своей документации, а также более строгие требования к вкладываемому капиталу, что привело к череде слияний и закрытий. Тем временем, экономика развивалась, а государственные финансы стабилизировались.

По последним подсчетам, в России осталось 1143 банка, но многие из них - это так называемые 'карманные' банки, имеющие всего одного или двух клиентов. Как говорит Фрэнк Мозьер (Frank Mosier) из московской фирмы по управлению активами Kazimir Partners, которая хорошо разбирается в банковской деятельности, на самом деле, банков в России 'очень не хватает'. Херберт Степич (Herbert Stepic), руководящий австрийским банком Raiffeisen International, характеризует Россию как 'огромный рынок на самом начальном этапе трансформации'. Многие россияне лишь сейчас начинают доверять банкам: уровень вкладов физических лиц по отношению к ВВП низок даже на фоне других развивающихся экономик. В то же время, размеры кредитования частных лиц в прошлом году выросли примерно вдвое. По словам Ричарда Хейнсворта (Richard Hainsworth) из агентства 'Рус-Рейтинг', тот факт, что реальная процентная ставка по многим потребительским ссудам составляет до 50 процентов, означает большие прибыли, несмотря на довольно частые неплатежи. Рынок ипотечных кредитов пока не развит. Один из поразительных аспектов дикого роста цен на московскую недвижимость - это то, насколько мало на данный процесс влияет ипотека.

В связи с этим у банковского бизнеса дела идут не так уж активно. И это при том, что доминирующий над всеми государственный Сбербанк, в который клиенты потянулись после дефолта и девальвации 1998 года, хранит на своих счетах более половины всех вкладов частных лиц, обладает более чем четвертью всех банковских активов и имеет доступ к более дешевому капиталу, нежели частные банки. Как говорит иностранный директор одного из частных российских банков, другим 'надо просто более напряженно работать, привлекая вклады'. И это берут себе на заметку как портфельные инвесторы, так и западные банки. У банка Raiffeisen кроме собственного филиала и приобретенного в прошлом году 'Импэксбанка' имеется сегодня в России 250 отделений. Новые правила облегчили иностранцам процесс приобретения акций российских банков, на очереди - целый пакет предложений банковских акций (одно из них - от Сбербанка).

Если чистки по следам убийства Козлова продолжатся, то самым большим препятствием может стать чрезмерное регулирование. Френкель (а он заявляет о собственной невиновности) косвенно выделил один из аспектов данной проблемы в своем письме, которое было опубликовано на прошлой неделе на вебсайте газеты 'Коммерсант'. Хотя российская экономика функционирует главным образом на основе наличных денег, существует ряд правил, затрудняющих снятие больших денежных сумм с банковских счетов. Френкель утверждает, что отмывание денег - это лишь тривиальное жульничество по сравнению с 'загрязнением денег', когда нечестные банки незаконно предлагают доступ к денежным средствам, которые можно использовать, скажем, для подкупа государственных чиновников. Он также заявил, что Центробанк причастен к таким жульническим операциям и правила свои применяет избирательно и несправедливо.

Банк отверг изложенные в письме обвинения, назвав их демагогией и отвлекающим маневром. Может быть, это и так. Однако 'загрязнение денег' - это широко распространенная услуга. И наряду с большими возможностями в российских банках еще имеется масса рисков и по-прежнему используется неблаговидная практика.