From The Economist print edition
Если в космосе грядет новая гонка вооружений - значит, Китай обязательно будет в ней участвовать. С некоторым запозданием официально объявив о том, что в этом году баллистической ракетой на высоте более 500 миль (800 километров) над землей Китаем разнесен вдребезги один из китайских же спутников - это такой китайский способ намекнуть: контроль над космосом там не собираются отдавать никому. Само по себе это достижение никого особенно не впечатляет, потому что и Соединенные Штаты, и Советский Союз прошли этот этап больше двадцати лет назад. Но если Китай сбил собственный спутник - значит, он готов, если понадобится, сбить и чужой. Подобный способ заявить о себе в космосе - значит создать себе соответствующий имидж на земле. И именно это отсутствие у Китая навыков космического этикета можно обратить в преимущество.
Дело в том, что спутники, конечно, уязвимы, но столь же велика и их ценность в космосе. Америка и Россия давно прекратили заниматься подобными исследованиями, поскольку поняли, что если их продолжить, то в конечном итоге проиграют обе стороны: пока у каждой из сторон в небе были свои глаза, она следила за ядерным оружием соперницы, сокращая таким образом вероятность фатальной 'ядерной ошибки'. Сегодня спутники в основном используются для связи, навигации, наблюдения за сельскохозяйственными угодьями и так далее. Так что своим провокационным испытанием Китай фактически бросил вызов всем странам, которые используют спутники и зависят от них.
Даже с практической точки зрения, если уж так захотелось избавиться от лишних спутников, это всегда можно сделать другими, более подходящими, способами. Результатом способа, выбранного Китаем, стали тысячи малых и больших осколков, летящих по орбите на огромных скоростях, словно пули (американцы и русские прекратили взрывать спутники в том числе и по этой причине). Эти осколки могут повредить другие спутники и создать дополнительный риск для космических кораблей. Смешно будет, если через некоторое время Китай обнаружит, что амбициозные проекты пилотируемых полетов на Луну и постройки космической станции могут в прямом смысле разбиться о последствия китайской же безответственной акции.
Судя по всему, в Китае полагают, что игра стоит всех этих свеч. Реальная цель этого космического взрыва заключалась в том, чтобы бросить перчатку Америке. Во-первых, спутники для Америки - один из факторов ее пока что подавляющего превосходства в обычных вооруженных силах; во-вторых, спутниковая группировка жизненно важна для реализации планов Буша по созданию системы противоракетной обороны. Китай боится, что, если когда-нибудь на Тайване станет действительно жарко, региональные сегменты этой системы могут помочь Тайваню защититься от примерно девяти сотен ракет, которые сегодня нацелены на него с материка, а сегменты дальнего радиуса действия могут обессмыслить и стратегическую ценность китайских ракет, направленных непосредственно на Америку (пока их немного, но и количество таких ракет растет, и сами они постоянно модернизируются).
Поскольку Америка постоянно отказывается обсуждать новый договор о запрещении развертывания оружия в космосе, Китай в течение многих лет блокирует обсуждение всех остальных вопросов в рамках Конференции ООН по разоружению; договор 1967 года запрещает только размещение в космосе оружия массового уничтожения, хотя некоторые его положения также касаются опасного загрязнения космической среды. В команде Буша утверждают, что, раз никакой гонки вооружения в космосе нет (официально Вашингтон отрицает, что у Америки есть планы развертывания космических вооружений), поэтому, по их словам, и договора никакого не нужно. Глупость здесь проявляют, кстати, обе стороны: периодически Китай намекает, чтобы Америка подумала, что для нее дороже - Тайвань или Лос-Анджелес, но тем самым лишь сам выращивает новых сторонников (кстати, не только в Америке) той самой системы противоракетной обороны, строительство которой он хочет сдержать путем подписания договора. Но скрытность, которую проявляет Америка относительно собственных космических планов, беспокоит даже некоторых ее друзей.
После уничтожения Китаем собственного спутника гонка за то, чтобы разместить в космосе побольше оружия, становится гораздо более вероятной. Снова могут пострадать контакты между американскими и китайскими космическими институтами, практически расстроенные несколько лет назад и лишь недавно неуверенно вышедшие на прямое общение. А это нехорошо: именно через общение можно было бы снять многие подозрения, которые неизбежно возникают с развитием конкуренции.
Есть способ лучше
Если в космосе начнется гонка вооружений, то проиграют в конечном итоге все - даже тот, кто будет считать себя ее 'победителем'. С тем же самым успехом можно кричать 'договор или ничего' и вести нескончаемые рассуждения на тему, что такое космическое оружие с юридической точки зрения - только лишь то, чем можно выстрелить по цели, или также любые системы, с помощью которых эту цель можно обнаружить и отследить: никакие дискуссии не помешают жесткой конкуренции за космос превратиться в жестокую. Самый лучший способ в этой ситуации - всем нынешним космическим державам принять более скромный 'кодекс ответственного поведения' в космосе, в выполнении которого могли бы расписаться все, кто будет входить в космос после этого.
В подобном кодексе, который предлагает принять вашингтонский аналитический Стимсоновский центр (Stimson Centre), работающий с группой независимых экспертов из Китая, России, Канады, Франции и Японии, можно было бы прописать добровольный отказ от создания помех работе космических систем, принадлежащих другим странам, а также от действий, результатом которых становится долгоживущий космический мусор. Кроме того, подписанты могли бы обязаться уведомлять остальных о маневрах космических аппаратов, могущих затруднить действия партнеров.
Пока что в космосе у Америки сил больше. Китай, в свою очередь, уже показал, что научился неплохо разрушать. Конкуренция на этом не закончится, но для ее ведения наверняка есть более приличные способы.
________________________________________
Запуск китайской антиспутниковой ракеты - гениальный геополитический ход ("The Financial Times", Великобритания)
Китайское ракетное предупреждение ("The Washington Post", США)