Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Проблемы польских правителей

Популярный министр уходит в отставку, тем самым еще более ослабляя правительство

Проблемы польских правителей picture
Проблемы польских правителей picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Битва разгорелась вокруг контроля над военной разведкой. Уже несколько месяцев Сикорский борется с Антонием Мацеревичем, близким союзником Качиньских, который был назначен заместителем министра обороны, ответственным за ликвидацию польской военной контрразведки - WSI

From Economist.com

Армия Польши, в отличие от большинства европейских стран, боеспособна, велика по численности и сильна боевым духом. Поэтому объявленная 5 февраля отставка Радека Сикорского (Radek Sikorski), учтивого, но волевого министра оборона - это что-то большее, чем очередной причудливый эпизод в истории правительства, прославившегося своей эксцентричностью. Польские военнослужащие размещены в Афганистане и Ираке, а также других горячих точках - и, в отличие от некоторых номинальных членов коалиции, выполняют реальную работу. Кроме того, в Польше планируется размещение американской базы противоракетной обороны.

О причинах его отставки никто не говорит публично. Уходя, Сикорский высоко отозвался о премьер-министре и президенте Польше (братьях-близнецах Ярославе и Лехе Качиньских). Правительство говорило о том, что его работа вызвала ряд 'вопросов'. Но подоплека происшедшего ясна.

Битва разгорелась вокруг контроля над военной разведкой. Уже несколько месяцев Сикорский борется с Антонием Мацеревичем (Antoni Macierewicz), близким союзником Качиньских, который был назначен заместителем министра обороны, ответственным за ликвидацию польской военной контрразведки - WSI. Эта служба была, в зависимости от того, кому вы больше верите, прибежищем предателей и гангстеров, местом работы настоящих профессионалов или смесью одного с другим.

Мацеревич явно придерживается первой точки зрения. Он заменил WSI двумя службами, одна из которых занимается шпионажем, а другая - ловлей шпионов. Он утверждает, что выявил десятки тайных агентов WSI в СМИ, бизнесе и государственном аппарате, и готовится опубликовать список - возможно, уже на следующей неделе - который продемонстрирует их пагубное влияние в посткоммунистической Польше последних 18 лет. Его сторонники считают Сикорского слишком мягким. Несомненно, его взгляды совпадают с тем, какой Качиньские видят Польшу: страной, погрязшей в подлости и предательстве.

Альтернативная точка зрения такова, что влияние WSI изрядно переоценивается, а Мацеревич цинично нагнетает паранойю Качиньских. Теперь Мацеревич лично курирует новую службу военной контрразведки и, по мнению критиков, использует ее в качестве инструмента сбора данных для Качиньских. Наряду с 'охотой на ведьм', жертвами которой стали опытные офицеры, это угрожает национальной безопасности Польши, особенно, войскам, размещенным за рубежом.

Отделить выдуманных призраков от настоящих демонов непросто. Сикорский не раз угрожал уйти в отставку, если влияние Мацеревича не будет ограничено. Ходят слухи, что Мацеревич нанес ответный удар, приказав собирать компромат на самого Сикорского. Сикорский бежал из Польши после введения военного положения в 1981 г. и провел десять лет в Британии, которая предоставила ему гражданство. Спецслужбы коммунистической Польши считали его британским шпионом - будет забавно, если почетный охотник на коммунистических ведьм Мацеревич вступит на тропинку, протоптанную его врагами.

Ясно одно: отставка Сикорского лишает правительство, и без того испытывающее серьезные проблемы, одного из немногих министров, чья компетентность не вызывает сомнений. Правительство было сформировано в октябре 2005 г., и с тех пор у него было два премьер-министра, пять министров финансов, два министра казначейства и два министра иностранных дел. С уходом Сикорского лишь два министра - юстиции и регионального развития - демонстрируют свою несомненную компетентность. При Сикорском в руководстве министерства обороны появились такие нововведения, как регулярная проверка физической подготовки и современные информационные технологии (умение использовать BlackBerry является условием продвижения по службе).

Критикам эти перемены могут показаться популистскими и поверхностными. Но Сикорский был, кроме того, одним из немногих в польском правительстве, кто мог быть убедительным в общении с внешним миром. Даже сторонники правящей правоцентристской коалиции признают, что ее внешняя политика на удивление неуклюжа. Похоже, Качиньские не доверяют никому из иностранцев, кроме американцев, и лишили отношения с Германией взаимопонимания, выработанного в предшествующий период. Партнеры по Европейскому Союза начинают посмеиваться над ними.

Сикорский, работавший в американском исследовательском центре, продолжит свою карьеру в качестве сенатора. Мы вновь услышим о нем: один польский журнал даже предположил, что в будущем он может стать президентом. Вряд ли непрочное коалиционное правительство может смотреть в будущее с такой же уверенностью.

_______________________________________________

Республика 'Качиньскистан' ("ABC", Испания)