Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

'Ты что, еврей, что ли?'

'Ты что, еврей, что ли?' picture
'Ты что, еврей, что ли?' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Один мой друг недавно 'бросил открытый вызов общественным предрассудкам'. Нет, он не заявил о своей гомосексуальной ориентации, хотя, по словам этого приятеля - а он действительно 'голубой' - ощущение было примерно такое же. Речь идет о другом: принимая участие в интернет-форуме он, впервые после приезда в Москву, публично признал, что он еврей

From Economist.com

Четверг

Один мой друг недавно 'бросил открытый вызов общественным предрассудкам'. Нет, он не заявил о своей гомосексуальной ориентации, хотя, по словам этого приятеля - а он действительно 'голубой' - ощущение было примерно такое же. Речь идет о другом: принимая участие в интернет-форуме он, впервые после приезда в Москву, публично признал, что он еврей.

Я тоже еврей, и хотя мне нравится считать себя толстокожим, повсеместный антисемитизм в России порой меня расстраивает. И дело не столько в заблудших юнцах-неонацистах, оскверняющих могилы, или обиженных жизнью православных националистах с бородами а-ля Николай II, портретами покойного царя и гнусными плакатами. Меня сильнее задевает за живое бытовая, въевшаяся в плоть и кровь предвзятость, которой, за исключением некоторых элитарных частных школ, уже не встретишь в Британии. Здесь это отражается даже в языке: в России гражданина страны можно назвать двумя словами - 'россиянин' и 'русский', причем второму, имеющему этническую окраску, придается куда большее значение. Еврея, даже если его предки приехали в Россию 500 лет назад, никогда не назовут 'русским'.

Впервые я столкнулся с этим явлением во время поездки в подмосковную воинскую часть. Другие журналисты из нашей группы, правда были не русскими, а в основном казахами (что, пожалуй, оправдывает образ сквернослова-антисемита Бората).

По дороге наш официальный сопровождающий слегка 'поцеловался' с другой машиной, а затем устроил потасовку с ее водителем под безмятежным взором стоящего в сторонке гаишника. В самом военном городке солдаты развлекали нас, проделывая забавные трюки на своих стареньких танках. Но по дороге назад разговор сначала зашел о Британии, потом перекинулся на футбольный клуб 'Челси' и его владельца Романа Абрамовича, а отсюда плавно перетек в обсуждение повадок и недостатков евреев как таковых. Я был рад, что по-русски понимаю через пень-колоду.

А не так давно мне понадобилось зайти в обменный пункт, приютившийся, по странной прихоти приватизационной лихорадки, внутри московского цирка. Денег у меня при себе было много, поэтому на всякий случай я не поехал на метро, а остановил машину (в Москве любой автомобиль, выпущенный раньше 1995 г., представляет собой потенциальное такси). Мы разговорились с водителем, и через несколько минут он уже вовсю клеймил всемирный жидомасонский заговор. Нечто похожее случилось и с моим другом. Его шофер настойчиво расспрашивал, за какую футбольную команду он болеет. Друг признался, что не особенно интересуется футболом. Водитель недоуменно спросил: 'Ты что, еврей что ли?'

Поэтому, хотя я недавно закончил работу над книгой, - она называется 'Граф с Петтикоут-Лейн' ('The Earl of Petticoat Lane') - где описывается в том числе и история моей семьи, жившей когда-то в российской 'черте оседлости', я стараюсь не упоминать о своем происхождении в разговорах со случайными знакомыми.

И все же у меня есть и две хорошие - ну вроде того - новости относительно российских евреев. Во-первых, хотя многие русские по-прежнему считают их изворотливыми делягами, представителей других этнических меньшинств (кавказцев, китайцев, заброшенных судьбой в Россию африканцев) они любят еще меньше. Во-вторых сегодня ситуация изменилась к лучшему по сравнению с советскими временами, когда у них часто не было возможности исповедовать свою веру, а еврейская фамилия могла закрыть вам доступ к лучшим ВУЗам и престижным профессиям.

Из-за своей непростой истории российские евреи не во всем соответствуют ожиданиям человека вроде меня, выросшего в еврейской общине северного Лондона.

Как-то на Йом-Кипур - Судный день, самый важный праздник в иудаистском религиозном календаре - я пошел в великолепную хоральную синагогу в центре Москвы; теперь за прихожанами больше не наблюдают осведомители КГБ. Поскольку почти никто из присутствующих не читал на иврите, раввин вслух декламировал основные пассажи, чтобы верующие могли их повторить - мне эта процедура показалась довольно трогательной, даже несмотря на то, что во время молитвы некоторые прихожане разговаривали по мобильникам.

Увидел я и другой незнакомый элемент (хотя позднее выяснилось, что в свое время в нищих синагогах черты оседлости это было в порядке вещей) - аукцион.

Разыгрывались мицвот - в данном случае речь шла о праве исполнять второстепенные ритуалы, которое предоставляется мирянам во время службы. В роли аукциониста выступал главный раввин России, а полученные деньги предназначались для реставрации здания синагоги.

Самая престижная мицва ушла за 20000 долларов. Вторая по значению за чуть меньшую сумму досталась наголо бритому субъекту в кожаной куртке с забинтованной кистью правой руки.

______________________________________

'Цветы и шоколад не пьем' ("The Economist", Великобритания)