Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Герман Греф: 'Мы хотим покончить с углеводородной направленностью российской экономики'

Интервью Германа Грефа журналу ASEAN Affairs

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Юго-Восточная Азия слишком далеко расположена, чтобы стать покупателем российской нефти и газа. Однако мы возлагаем наибольшие надежды на торговлю всеми видами высокотехнологичной продукции, которую мы считаем главным достоянием России. Мы хотим покончить с углеводородной направленностью нашей экономики, сделать ее более сбалансированной. Именно АСЕАН считался - теоретически - одним из лучших мест для развития такой торговли

- Насколько важны для России отношения с АСЕАН?

- АСЕАН - это многообещающие перспективы. Но медлительность, с которой они становятся реальностью, иногда кажется просто мучительной. Объем нашей торговли со странами АСЕАН составляет менее 1% всей мировой торговли организации.

Почему так? Потому что регион слишком далеко расположен, чтобы стать покупателем российской нефти и газа. Однако мы возлагаем наибольшие надежды на торговлю всеми видами высокотехнологичной продукции, которую мы считаем главным достоянием России. Мы хотим покончить с углеводородной направленностью нашей экономики, сделать ее более сбалансированной. Именно АСЕАН считался - теоретически - одним из лучших мест для развития такой торговли. Мы по-прежнему так думаем. Эта тема - главное приложение наших усилий в регионе.

- Если АСЕАН важна, то почему даже после окончания 'холодной войны' Россия сосредоточила все свое внимание на Индонезии?

- Вы явно преувеличиваете. Я бы сказал, что в плане приложения усилий лидировала Малайзия. Нельзя также забывать и о нашем давнем партнере, Вьетнаме. Большой объем имеет торговля с Сингапуром, но частично это достигнуто благодаря общему росту торговли между Россией и АСЕАН.

- Растущие экономики азиатских стран нуждаются в энергоносителях, и Россия с ее ресурсами может удовлетворить хотя бы часть их потребностей. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Можно много говорить о Сахалине и его газовом проекте. Мы обсудим это в Сингапуре. Однако сахалинский проект - это сжиженный природный газ, тогда как основная часть нашего экспорта идет по трубопроводам. Страны Юго-Восточной Азии для этого слишком далеко расположены. Именно это и мешает развитию данного бизнеса. Однако практика показывает, что наибольший потенциал России и ЮВА кроется в высокотехнологичном компоненте энергетического сектора. Это включает в себя технологии геологической разведки и прокладки трубопроводов, поставки различного оборудования, АЭС и другие сферы, где у нас есть явное преимущество.

- Какова цель российско-сингапурского форума, который пройдет в марте?

- На его повестке дня несколько тем. Кстати, это второе подобное мероприятие. Кроме прочего, я бы хотел назвать сотрудничество в развитии некоторых особых экономических зон России. Как вы знаете, у сингапурцев особые отношения с такими зонами. Они помогали Китаю управлять некоторыми китайскими зонами.

Некоторые российские регионы, в том числе Татарстан, Владивосток, Тверская область и Москва, хотят представить свой потенциал. Сингапурские девелоперы могут предложить какие-то проекты по развитию российских городов. Интересным моментом будет встреча местных, российских, индийских и китайских компаний. Это наши друзья, так что давно пора научиться сотрудничать в таких регионах, как ЮВА.

- Сингапур - давний союзник США. Как Россия собирается строить с ним содержательное сотрудничество?

- Искренне надеюсь, что ваш вопрос не основан на предположении, что мы не хотим сотрудничать с союзниками США. Я был бы рад увидеть совместное российско-американское предприятие в Сингапуре или любой другой стране, где это возможно. Например, в банковской сфере. Должен отметить, что наше сотрудничество с Сингапуром продвигается неплохо. Это не первый мой визит сюда. Хочу отметить 79-процентный рост в двухсторонней торговле в 2006 г. Конечно, подобный скачок никогда не происходит при действительно большом объеме торговли. В 2006 г. мы достигли только 1,125 млрд. долларов. Но я бы также хотел упомянуть четыре ледокола, строящиеся в Сингапуре по российскому заказу. Я уже говорил о наших инвестиционных идеях, связанных с российскими ОЭЗ. Больше всего меня радует то, что некоторые из наших соглашений и сделок связаны с высокими технологиями и образованием.

- Как вы прокомментируете ситуацию с безопасностью в Юго-Восточной Азии?

- Я бы сказал, что ситуация здесь гораздо лучше, чем во многих других регионах мира. Это очень привлекательно для бизнеса. Много интересных идей обсуждалось во время проведения первого саммита Россия-АСЕАН в конце 2005 г. Эти идеи касались российских технологий и различных региональных систем безопасности, включая предотвращение природных бедствий. АСЕАН не спешит с принятием этих предложений, но я думаю, что они все же станут частью общего сотрудничества между Россией и АСЕАН.