Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лозунги и реальность

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Радуясь, что президентские выборы в Мавритании прошли нормально, мы не должны забывать о незавидной ситуации с демократией в мировом масштабе. Вместо 'демократического бума', который обещала нам администрация Буша после терактов 11 сентября, мы видим, как во многих демократических странах этот строй подвергается осмеянию, а некоторые из них даже начали отказываться от своих достижений в этой области

Радуясь, что президентские выборы в Мавритании прошли нормально, мы не должны забывать о незавидной ситуации с демократией в мировом масштабе. Вместо 'демократического бума', который обещала нам администрация Буша после терактов 11 сентября, мы видим, как во многих демократических странах этот строй подвергается осмеянию, а некоторые из них даже начали отказываться от своих достижений в этой области.

В Венесуэле президент Уго Чавес (Hugo Chavez) сохранил свой пост в результате демократических выборов в декабре прошлого года. Однако, несмотря на реальную популярность, которой он пользуется благодаря своей антиамериканской риторике и развитию системы соцобеспечения за счет нефтяных доходов, президент отозвал лицензию у оппозиционного телеканала и требует от парламента предоставить ему на год чрезвычайные полномочия для подготовки 'конституционной реформы'. Это должно 'укрепить социализм' в стране и исключить возможные 'подрывные действия' против его режима.

Россия, в свою очередь, отказалась от любых разговоров о построении демократии. Вместо этого в стране создается 'суверенная демократия', отличная от западной. Альтернативный путь, избранной Москвой, учитывает 'особенности' российской истории и 'интересы народа'. В этом году в России состоятся парламентские выборы, а в 2008 г. - президентские; при этом конституция не позволяет Путину баллотироваться на третий срок. Пока же в стране утвердился 'путинизм', в рамках которого ограничиваются демократические свободы, особенно свобода СМИ. Эта система используется для создания фальшивых 'оппозиционных партий', существующих в тени пропрезидентской партии, а парламент остается послушным орудием Кремля.

На Украине наступившая после 'оранжевой революции' 2004 г. эйфория уступила место горькому разочарованию: надежды, возлагавшиеся на президента-реформатора Виктора Ющенко, рухнули из-за распрей в стане победителей, обвинений в коррупции, повышения цен и снижения темпов экономического роста. Соотношение сил в обществе отразилось и на органах власти, которые превратились в 'зверя о двух головах', постоянно ссорящихся между собой, и в начале этого года парламент проголосовал за ограничение полномочий самого Ющенко!

В конце 2004 г. первым демократически избранным президентом Афганистана стал Хамид Карзай (Hamid Karzai), получивший 55% голосов. Однако его администрации приходится обороняться по всем направлениям. Ее ослабляет рост коррупции, компромиссы и сделки Карзая с полевыми командирами, представляющими различные этнические группы, процветание наркоторговли, и движение 'Талибан', взявшее под контроль южные районы страны.

Китай ежедневно доказывает, насколько ошибались те, кто предрекал ему быстрый переход от либерализации экономики к политической демократии. Пекин продолжает идти вперед по первому из этих направлений, о чем свидетельствуют недавние уступки в плане признания патентных прав, но одновременно укрепляет однопартийную систему и не допускает сомнений и критики в ее адрес. Китайские власти решительно подавляют любые проявления инакомыслия; борцов за демократию по-прежнему отправляют в лагеря. Несмотря на обещания относительно демократизации, Китай по-прежнему занимает первое место в мире по количеству брошенных за решетку журналистов и смертных приговоров.

В прошлом году в Таиланде произошел возврат к военному перевороту как способу перехода власти. Правительство Таксина Чинавата (Thaksin Shinawatra) было свергнуто, в стране введено военное положение. Раньше казалось, что демократическое правление в этом государстве - его точкой отсчета стал 1991 г. - наконец стабилизировалось. Некоторые даже считали Таиланд образцом для других азиатских стран в плане демократизации.

То же самое произошло в крохотном государстве Фиджи - там в конце прошлого года военные свергли гражданское правительство во главе с премьером Лайсенией Нгарасе (Laisenia Qarase). Теперь перейдем от тихоокеанского региона к Африке: здесь примером отхода от принципов гражданского правления стала Эфиопия в период после выборов 2005 г. Премьер-министр Мелес Зенауи (Meles Zenawi), по мнению оппонентов, подтасовавший выборы, затыкает рот всем, кто выдвигает против него подобные обвинения.

Формат этой статьи не позволяет подробно остановиться на ситуации в 'полудемократических' арабских государствах, где по ряду различных причин пространство свободы постоянно сужается, так что сегодня их уже можно назвать лишь 'на четверть' демократическими. Так или иначе, все перечисленное позволяет оценить всю сложность реалий нашего мира, опровергающую упрощенные односторонние заявления о 'торжестве демократии', или другие лозунги, игнорирующие факты.

___________________________________________

Идет-гудет здоровый шум - здоровый, демократический ("The Washington Post", США)