From The Economist print edition
На этой неделе в результате взрыва на одной из шахт Сибири погибло более сотни людей. За тысячи километров от них, на берегу Азовского моря, пожар в доме для престарелых унес жизни более чем шестидесяти человек. За несколько дней до этих трагических событий шестеро погибли в результате авиакатастрофы в южном городе Самаре, и еще несколько - в перестрелках на Кавказе.
Россия - страна парадоксов. По многим показателям жизнь становится все лучше, однако, как показывают катастрофические события прошедшей недели, за этой жизнью вполне может следовать преждевременная смерть. Смертность в результате несчастных случаев на производстве в России в четыре раза выше, чем в Америке. Недавно один российский чиновник заявил, что на Россию приходится две трети всех жертв дорожно-транспортных происшествий в Европе, а если посчитать относительно количества автомобилей на этих дорогах, то российские дороги получаются самыми опасными в мире. Заказные убийства и убийства по расовому признаку - только самые видимые проявления преступности против личности, уровень которой в 20 раз выше, чем в Западной Европе. Самоубийство - в пять раз более популярный способ заканчивать жизнь, чем в Великобритании. По общему уровню 'не своей' смертности Россия вышла на беспрецедентные показатели, что вкупе со СПИДом, туберкулезом и другими болезнями может привести к столь же беспрецедентному демографическому коллапсу.
Почему это происходит? Первая причина - инфраструктура давно отслужила свой срок. Советские дороги и здания, даже изначально не рассчитанные на удобство и безопасность использования, от нового богатства России практически ничего не выиграли. Не коснулось оно и чрезвычайных служб: чтобы приехать на пожар в дом престарелых, пожарным машинам понадобилось почти четыре часа. Хотя на этой неделе Путин объявил в стране траур, это явление нехарактерное. Обычно отношение Кремля к такого рода событиям отдает бездушием и боязливостью: о проблемах либо не говорят, либо стараются их как можно дольше отрицать; вместо реальных перемен каждый раз устраивается охота на ведьм, а на непопулярные реформы, которые могли бы исправить ситуацию, никто идти не хочет.
Огромная часть наследия Советского Союза сохранилась в головах людей: народ не уважает никакие правила, если власть недостаточно жестоко следит за их соблюдением, а власть только рада за ним не следить - разумеется, за определенную цену. Когда начинают рассматриваться планы повышения штрафов за нарушения правил дорожного движения - например, за езду по тротуару, - народ считает это не средством повышения сознательности водителей, а возможностью для дорожной полиции брать больше взяток. Есть и примеры более прямой связи между коррупцией и смертностью. На этой неделе группа бывших офицеров была осуждена за подделку специальных кремлевских номеров, которые они продавали вместе с синими мигалками, дающими возможность не обращать внимания на правила дорожного движения. Говорят, что в стране процветает торговля старыми и поддельными запчастями для самолетов.
Нередко дорога к смерти обильно смазывается алкоголем, употребляемым даже в виде чистящей жидкости. Каждый год алкоголем травятся 30 тысяч россиян - в Америке эта цифра составляет несколько сотен. Но пьянство, нестабильность и отчаяние жизни в постсоветской России - это еще не все. Есть факторы более старые и более глубокие, чем эти.
Для многих русских характерен поистине религиозный фатализм, хотя в бога они, в общем, не верят. Ничем иным, если учитывать высокую образованность российского народа, не объяснить, почему люди принципиально не признают ремней безопасности в машинах, почему каждый грибной сезон вызывает эпидемию отравлений или почему множество людей погибает каждую зиму, уходя на рыбалку и проваливаясь под лед (месяц назад с дрейфующей льдины у острова Сахалин спасли более 400 человек, многие из которых были пьяны; некоторые уходить с рыбалки отказались). О необходимости повышать стандарты безопасности не говорит практически никто.
- Жизнь - опасная штука, - ответил недавно туристам один сибирский гид, когда его спросили, насколько опасны экстремальные развлечения, которые он им предлагает. - Со стопроцентным смертельным исходом.
______________________________________
"Камасутра" и дикие кошки ("The Economist", Великобритания)