From The Economist print edition
'Сидячие забастовки', бойкоты и кулачные бои стали повседневным явлением в Раде (украинском парламенте). Однако хаос, воцарившийся во власти на этой неделе, необычен даже по меркам этой страны. Подстегнутый требованиями, прозвучавшими на массовой демонстрации в прошедшие выходные, президент Ющенко 2 апреля подписал указ о роспуске парламента и проведении досрочных выборов 27 мая. Рада не замедлила с ответом - правительственная коалиция осудила действия президента и отказалась подчиниться. Теперь обе стороны обвиняют друг друга в узурпации власти.
Конкретным поводом, вызывавшим беспокойство у г-на Ющенко, стало массовое бегство депутатов из его партии, 'Нашей Украины', и блока Юлии Тимошенко - союзницы президента во времена 'оранжевой революции' 2004 г. Г-жа Тимошенко даже занимала пост премьер-министра, но в 2005 г. ее альянс с главой государства потонул в омуте коррупционных скандалов. Сегодня правительство возглавляет Виктор Янукович: в свое время г-н Ющенко победил его в президентской гонке, спровоцировавшей 'оранжевую революцию', но в августе прошлого года он (уже во второй раз) занял пост премьера. Ходят упорные слухи, что расширение его правящей коалиции происходило в том числе и такими методами, как подкуп и шантаж.
Ловкая 'перевербовка' депутатов стала очередным этапом кампании по нейтрализации г-на Ющенко, которая началась одновременно с парадоксальным 'мирным сосуществованием' двух Викторов. В результате конституционной реформы, согласованной еще в ходе 'оранжевой революции', часть президентских полномочий была передана парламенту. Новый закон, принятый в январе не без участия конъюнктурщицы г-жи Тимошенко, еще больше ослабил позиции г-на Ющенко. Его попытки назначить министра иностранных дел неоднократно срывались - как и внешнеполитический курс президента в целом.
Сегодня же лидеры коалиции явно намереваются обеспечить себе в парламенте большинство, достаточное, чтобы преодолевать президентское вето и лишить г-на Ющенко оставшихся полномочий. На первый взгляд все это выглядит как процесс корректировки конституции, вполне естественный в условиях молодой демократии. Но на Украине, увы, за разногласиями по принципиальным, казалось бы, вопросам, часто кроется элементарная борьба за материальные блага. Отношение политиков к тому или иному государственному посту зависит от их шансов его занять. Что же касается страны в целом, то она - и это не может не вызывать тревогу - раскололась на сторонников Януковича на востоке и юге, и тех, кто выступает за более 'просвещенную власть' (в основном это жители Западной Украины и столицы Киева).
Многие представители второго лагеря, которых нерешительность г-на Ющенко приводила в отчаянье, восприняли указ о роспуске парламента с восторгом. Однако сложившаяся ситуация вызывает скорее настороженность - по двум причинам. Во-первых, если выборы пройдут, новый парламент может оказаться столь же вздорным и коррумпированным, как и нынешний, которому после предыдущих выборов понадобилось почти полгода, чтобы сформировать правительство. Партия регионов, возглавляемая г-ном Януковичем, может получить в нем еще больше мандатов. В этом случае страна будет обречена на новый раунд политического торга и интриг - до тех пор, пока всей продажной правящей элите не укажут на дверь.
Кроме того, выборы вообще могут не состояться. Юридическая обоснованность президентского указа весьма сомнительна, и группировка г-на Януковича уже обратилась в Конституционный суд - хотя шансы на то, что его решение будет принято своевременно и беспристрастно, без подкупа и угроз, весьма невелики. Некоторые наблюдатели в Москве сравнивают нынешнюю ситуацию с российским политическим кризисом 1993 г., когда дело закончилось танковым обстрелом парламента по приказу Бориса Ельцина. По словам украинского министра обороны, армия сохраняет лояльность главе государства; полиция, однако, подчиняется правительству.
Тем временем в Киеве сторонники парламента уже разбивают палаточные городки. В свое время палатки 'оранжевых' революционеров стали для иностранных наблюдателей символами демократического движения протеста. Однако для украинских политиков это лишь один из инструментов, позволяющих им добиться своего.
_________________________________________
Украина, остановись! ("Polonia", Польша)
Ющенко решение принял и на попятную не пойдет ("The Wall Street Journal", США)