Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В мутной воде армянской политики

США и ЕС не раз предупреждали, что повторение серьезных нарушений в ходе выборов будет чревато негативными последствиями для армянских властей

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
8 апреля официально началась избирательная кампания по выборам в парламент Армении, намеченным на 12 мая. Зарубежные наблюдатели будут пристально следить за предвыборной гонкой, поскольку она может предопределить дальнейшую судьбу политического руководства страны

8 апреля официально началась избирательная кампания по выборам в парламент Армении, намеченным на 12 мая. Зарубежные наблюдатели будут пристально следить за предвыборной гонкой, поскольку она может предопределить дальнейшую судьбу политического руководства страны. Считается, что победа на парламентских выборах имеет ключевое значение для президента Роберта Кочаряна, который, по всей видимости, планирует передать власть самому влиятельному из своих соратников - Сержу Саркисяну, занявшему пост премьер-министра после гибели своего предшественника Андраника Маркаряна. Похоже, что Кочарян, пришедший к власти в 1998 г., намерен сохранить ключевую роль в системе власти и после того, как в следующем году завершится его второй (и последний) срок полномочий.

Поэтому президент и Саркисян пойдут на все ради того, чтобы обеспечить господство своих политических союзников в парламенте. Последние готовятся получить значительное большинство мест в парламенте путем фальсификаций, скупки голосов и контроля над СМИ. По этой причине очень многие скептически относятся к уверениям правительства в том, что эти выборы положат конец истории мошенничества на выборах в постсоветской Армении.

Не мытьем, так катаньем

Заявления о регистрации для участия в парламентских выборах представили в Центральную избирательную комиссию 28 партий и около двухсот кандидатов по одномандатным округам, которые претендуют на 131 место в Национальном Собрании Армении. Из этих мест 90 будут распределены в соответствии с пропорциональной системой, а за оставшееся 41 поборются кандидаты в одномандатных округах по мажоритарной системе.

При практически полном отсутствии достоверных результатов опросов общественного мнения оценить шансы претендентов на места в парламенте нелегко. Одна лишь популярность не гарантирует успеха. Если речь идет о способности заручиться наибольшим числом голосов, то явным фаворитом является Республиканская партия Армении (РПА). Хотя эту партию до своей гибели номинально возглавлял Маркарян, в последние годы все больший контроль над ней устанавливал Саркисян.

РПА - типичная постсоветская 'партия власти', состоящая, в основном, из высокопоставленных правительственных чиновников, сотрудников государственной администрации и богатых бизнесменов, зависящих от связей в правительстве. Она располагает гигантским административным ресурсом, благодаря контролю над процессом выборов, запугиванию избирателей и мощной телевизионной пропаганде. В армянской прессе опубликовано множество сообщений о том, как главы местных администраций получили от партийных боссов указания любой ценой получить в своем районе нужное число голосов - иначе им грозит отставка. Также сообщается, что они давят на работников бюджетной сферы - врачей и учителей - с тем, чтобы они вступили в правящую партию.

После того, как в середине 2006 г. Саркисян фактически возглавил РПА, она обрела жизненно важную поддержку большей части деловой элиты Армении. Так называемые 'олигархи' часто контролируют целые районы и имеют возможность запугать или подкупить избирателей. Многие из них уже способствовали победе РПА на прошлых парламентских выборах, которые были оценены западными наблюдателями как недемократические. Ничто не свидетельствует о намерении РПА на этот раз стать доминирующей силой более легитимными средствами. Демонстрация силы РПА играет ключевую роль в реализации президентских амбиций Саркисяна.

Выбор Кочаряна

Кажется естественным, что Кочарян избрал своим преемником Саркисяна, признаваемого вторым по влиянию человеком в Армении. Оба политика - выходцы из Нагорного Карабаха и сыграли важную роль в войне 1991-1994 г. за отделение от Азербайджана населенного армянами анклава. Они работают в тандеме и, попав в конце 1990-х годов в высшие эшелоны власти Армении, совместными усилиями не раз справлялись с политическими бурями.

Вопрос лишь в том, насколько сильным хотел бы видеть Кочарян своего преемника. В декабре прошлого года 52-летний президент дал понять, что, уйдя в отставку, он не станет 'самым молодым пенсионером Армении'. По-видимому, он хочет оказывать влияние на правительство, занимая некий официальный пост. Все чаще говорят о том, что он метит в премьер-министры. Какими бы в точности ни были намерения Кочаряна, очевидно, что он пытается обеспечить себе политическое будущее, скрыто поддерживая еще одного фаворита выборов - партию 'Процветающая Армения' (ПА) Гагика Царукяна, самого богатого из местных олигархов.

ПА начала свою деятельность менее года назад, но ее лидеры утверждают, что в нее вступило 370 000 человек, то есть 12 процентов населения Армении. Партия широко использует финансовые ресурсы своего лидера, которые расходуются на помощь сельскому хозяйству, оказание бесплатной медицинской помощи и других общественных услуг многочисленным малоимущим гражданам. Оппозиция и даже некоторые лидеры РПА считают эту помощь подкупом электората, но она создает Царукяну привлекательность в глазах народа, которая в день выборов должна превратиться в голоса избирателей, отданные за его партию. Сторонники РПА свободны от иллюзий относительно армянских партий, поэтому их не беспокоит диспропорция между огромным состоянием Царукяна и скромными налогами, взимаемыми с его бизнеса.

Мнения экспертов расходятся только в том, чем считать ПА - противовесом правящей РПА или мощным приложением к правительственному лагерю. Несмотря на спорадические проявления трений и зависти, две партии вряд ли вступят в открытое столкновение в ходе и после выборов 12 мая. Более того, существует теория заговора, согласно которой они уже полюбовно разделили между собой большинство мест в парламенте и формируют коалиционное правительство.

Расколотая оппозиция

Благодаря феномену ПА, дуэту Кочарян-Саркисян будет проще не допустить возникновения сильной оппозиции в парламенте Армении следующего созыва. Их задачу еще больше упрощает неудача ведущих оппозиционных партий Армении в образовании коалиций. Тем избирателям, которые недовольны правительством, придется выбирать из более чем десятка кандидатов оппозиции с практически идентичными платформами. Поэтому возможно, что многие из них просто решат не идти на выборы.

Во главе трех крупнейших оппозиционных партий стоят два основных соперника Кочаряна на президентских выборах 2003 г. - Степан Демирчян и Арташес Гегамян - а также бывший спикер парламента Артур Багдасарян. Последний возглавляет прозападную партию 'Страна законности', которая в мае 2006 г. была вынуждена покинуть правящую коалицию. Каждый из трех лидеров оппозиции чувствует, что он достаточно популярен для того, чтобы действовать в одиночку. Лишь Демирчян рассматривает возможность создания коалиции с рядом более мелких оппозиционных партий, прежде всего, партией 'Республика' Арама Саркисяна (однофамильца министра обороны), считающегося самым опасным и бескомпромиссным противником режима.

Говорят, что эти партии не сумели достичь согласия даже между собой, погрязнув в споре о том, кто станет лидером блока. Лишь две из них - партия 'Республика' и партия 'Наследие' бывшего министра иностранных дел, уроженца США Раффи Ованнисяна (Raffi Hovannisian), имеют шанс преодолеть пятипроцентный порог и пройти в парламент. Кроме того, армянская оппозиция не смогла реализовать идею 'Республики' о выставлении единых кандидатов в 41 одномандатном округе. Обычно в них побеждают проправительственные кандидаты, и так, скорее всего, будет и 12 мая.

Вероятность повторения традиционного сценария на выборах высока, и вполне возможно, что после оглашения результатов в Ереване состоится совместная демонстрация оппозиции. Сможет ли оппозиция вывести массы на улицы - это другой вопрос. Ее последняя попытка свергнуть правительство путем уличных протестов весной 2004 г. закончилась неудачей.

На кону помощь

США и ЕС не раз предупреждали, что повторение серьезных нарушений в ходе выборов будет чревато негативными последствиями для армянских властей. В частности, США увязали с надлежащим проведением выборов предоставление экономической помощи Армении в размере 235 млн. долларов, обещанной в рамках плана администрации Буша Millennium Challenge Account (MCA). Но, вероятно, шаги Вашингтона будут осторожными, поскольку Армения и Азербайджан достигли значительных успехов в процессе урегулирования карабахского конфликта, которое является ключевой целью политики США в регионе. Американские и другие дипломаты, участвующие в армяно-азербайджанских мирных переговорах, говорят, что конфликтующие стороны постараются выработать мирное соглашение в период между парламентскими выборами в Армении и президентскими выборами, которые состоятся в следующем году в обеих странах.

С учетом появления шанса на мир в Карабахе Вашингтон вряд ли станет создавать помехи администрации Кочаряна, даже если выборы будут омрачены серьезными фальсификациями. Осторожность может проявить и ЕС, хотя он и предупредил, что честные выборы являются необходимым условием участия Армении в политике европейского соседства (European Neighbourhood Policy, ENP), ведущей к созданию привилегированных связей с блоком. Однако даже риск остаться за бортом ENP или не получить крайне необходимые средства MCA вряд ли заставит двух лидеров Армении провести выборы по западным стандартам - ставки для них слишком велики.

_________________________________

Армения - пленница собственного прошлого ("The Wall Street Journal", США)

Время работает против Еревана ("Johnson's Russia List", США)