'В конечном итоге мы движемся в направлении создания газовой ОПЕК', - заявил недавно на встрече крупных газовых поставщиков, проходившей в богатом этим топливом карликовом аравийском государстве Катар министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль (Chakib Khelil). Пугающее заявление. Ведь общемировые поставки природного газа сосредоточены в руках еще меньшего количества стран, чем поставки нефти. В данном ряду Катару, России и Ирану принадлежит почти 60% газовых ресурсов. А если не считать Катар, то эти страны далеко не самые надежные союзники Запада.
Однако 'газовый шок', подобный нефтяному шоку 70-х годов, вряд ли будет иметь место. Прежде всего, для создания предполагаемого картеля понадобится немало времени. В настоящее время его возможные члены ограничиваются непонятным, пусть и вызывающим определенную тревогу, 'изучением цен'. Даже если и удастся сформировать Организацию стран-экспортеров газа, то в любом случае существует несколько способов выработки электричества и отопления домов. Если газ станет слишком дорогим, потребители смогут переключиться на другие виды топлива. (В отличие от газа бензин - это единственное топливо, на котором ездит большая часть автомашин, поэтому спрос на нефть в краткосрочной перспективе не обладает большой эластичностью.)
В любом случае, большинство поставщиков газа уже выигрывает от картельного сговора - ведь цены на газ увязываются с ценами на нефть, на которые оказывает свое влияние ОПЕК. Такая любопытная схема демонстрирует те дефекты, которые существуют в международной торговле газом. Большая его часть продается не на свободном рынке, а через долгосрочные контракты, заключаемые между одним продавцом и одним покупателем. Ценовой конкуренции в такой торговле мало, а ценовая прозрачность отсутствует почти полностью. По данным консалтинговой фирмы Wood Mackenzie, этим способом продается примерно 87% газа, экспортируемого потенциальными членами такой Организации стран-экспортеров газа.
Подобная схема отчасти отражает те огромные расходы, которые идут на создание инфраструктуры, необходимой для транспортировки газа - будь то трубопровод или судно для перевозки сжиженного природного газа (СПГ). Мало кто захочет вкладывать необходимые миллиарды, не имея гарантированного покупателя. Однако долгосрочные контракты также защищают покупателя и продавца от конкуренции и порождают неэффективность.
Иными словами, глобального газового рынка, который могла бы подчинить себе будущая Организация стран-экспортеров газа, просто нет. На самом деле, более значительную проблему представляют собой не попытки манипулирования ценами со стороны зарождающегося картеля, а отсутствие открытого и ликвидного рынка. Некоторые циники даже заявляют, что крупные газовые поставщики специально разбудили призрак газовой ОПЕК, чтобы отвлечь международное внимание от реальных недостатков газовой торговли и помешать любым попыткам их исправления.
Европа в напряжении
В особо трудном положении находится Европа. Многие из ее крупнейших газовых дистрибьюторов, которые обладают почти полной монополией на своих внутренних рынках, ставят надежность поставок выше низких цен. Они стремятся контролировать как транспортировку газа (через трубопроводы и терминалы СПГ), так и его продажу. Эти компании не хотят губить собственный бизнес, предоставляя конкурентам доступ к своим сетям распределения или создавая соединительные трубопроводы с соседними странами.
А тем временем, Европа все больше и больше попадает в зависимость от одного поставщика. Это российское государство в лице 'Газпрома' - газового гиганта, контрольный пакет акций которого находится в государственной собственности. Евросоюз считает, что половина всего импортируемого им газа поступает из России. 'Газпром' опутал Европу паутиной принадлежащих ему трубопроводов и стремится пустить под откос проекты конкурентов. Глупо было бы полагать, что Россия никогда не станет использовать свои рычаги влияния на Западную Европу в политических целях - даже если ей нужны доходы от продажи газа. Более того, 'Газпром' вкладывает недостаточно средств в разведку и добычу газа, поэтому в предстоящие годы у него просто может не оказаться достаточного количества газа для обеспечения европейских рынков.
Не удивительно, что сейчас энергетическая безопасность помогает формировать внешнеполитические решения во многих европейских столицах. Но проблема состоит в том, что европейцы не в состоянии действовать совместно в интересах снижения собственной зависимости от России. Кое-кто начинает читать Кремлю лекции о том, как управлять российской энергосырьевой отраслью. Но такие попытки обречены на провал. Естественно, Россия хочет сохранить и расширить свои преимущества на европейском рынке. Еще один способ заключается в создании Европой трубопроводных схем, идущих в обход России. Однако действия в этом направлении вызывают главным образом лишь споры и взаимные упреки.
Лучшим ответом Европы может стать либерализация ее собственных газовых поставок. Реализация такого плана Европе вполне по силам. Это помогло бы разрушить монополию национальных компаний коммунального обслуживания, которые из кожи вон лезут, чтобы подписать либо продлить долгосрочные контракты с 'Газпромом' в надежде на получение выгодных условий. Крупные запасы газа всегда будут давать таким странам, как Россия, рычаги влияния. Однако страны-импортеры могли бы снизить свои риски, если бы им удалось сформировать единый интегрированный рынок. Чтобы снизить степень могущества единственного и мощного поставщика, необходимо осуществлять диверсификацию, вкладывая средства в нескольких поставщиков, подписывая гораздо большее количество разнообразных соглашений и создавая трубопроводы, не связанные с крупными компаниями коммунального обслуживания. Да, надо опасаться создания газовой ОПЕК, но такие действия - лучшее средство защиты от чужого господства.
__________________________________
Первые шаги навстречу 'газовой ОПЕК' ("The Times", Великобритания)
Газовое оружие ("Diena", Латвия)