From Economist.com
Прошедший на этой неделе Российский экономический форум в Лондоне потерпел фиаско. Кремль продемонстрировал свое недовольство правительству Великобритании тем, что все высокопоставленные участники форума с российской стороны отказались от участия в нем прямо накануне его открытия.
Это было заслуженное наказание тем морально близоруким бизнесменам, которые избегают упоминать какие бы то ни было политические проблемы России. Но этот шаг также наглядно показывает зловещую готовность Кремля использовать свои коммерческие рычаги для оказания влияния на решения иностранных государств.
Должна ли Великобритания позволять Борису Березовскому вести свою активную словесную атаку на режим Владимира Путина из своей резиденции в лондонском Мейфэре - или ему следует посоветовать уехать в другую страну? Соответствует ли общественным интересам Великобритании выдача ордера на арест двух россиян со связями, которые могут быть преступниками, отравившими радиоактивным веществом Александра Литвиненко?
Взгляды британского бизнеса на данные вопросы это жалкая смесь мольбы и паники: дайте Кремлю то, что он хочет, лишь бы мы могли вернуть себе свои шальные деньги. Та же история повторяется и во всей Европе. Во времена 'холодной войны' капиталисты и борцы за свободу были на одной стороне. Теперь этот альянс разрушен, а знамя борьбы запачкано грязью.
Легко с унылым видом соглашаться, что у Кремля на руках все козыри: нефть, газ, деньги, решительность. Запад сбит с толку, его легко запугать и еще легче купить.
Но контрнаступление возможно. The New Times - это, пожалуй, единственный действительно независимый еженедельный журнал, выходящий в России. В состав его редакции входят двое из еще сохранившихся передовых людей серьезной российской журналистики. Это Евгения Альбац, являющаяся лучшим в стране автором журналистских расследований, и Раф Шакиров, уволенный в свое время с должности главного редактора некогда ведущей российской газеты 'Известия' за то, что он критически освещал неумелую контртеррористическую операцию в Беслане. На сайте этой газеты помещены фотографии избиения оппозиционных демонстрантов кремлевскими громилами. Российское телевидение вряд ли осмелится показать такие картинки.
Журнал несовершенен. Кое-кто может посчитать его слишком многословным, много мнящим о себе и излишне крикливым. Но, по крайней мере, он независим. У него нет 'спонсоров', нет 'крыши'. Издатель журнала Ирена Лесневская получила от высокопоставленного кремлевского чиновника предупреждение о том, что принятие на работу Альбац было 'ошибкой'. Почти любой другой журнал в России со всех ног кинулся бы эту ошибку исправлять. Лесневская же вежливо отказалась уволить журналистку.
Сочувствующие читатели, владеющие русским языком, могут задуматься над тем, чтобы подписаться на журнал. Даже небольшая помощь кстати. Но больше всего The New Times нужны рекламодатели. А сегодня в России никто не хочет рисковать, навлекая на себя неудовольствие Кремля. Реклама в The New Times подобна коммерческому самоубийству. Это говорят ведущие российские бизнесмены, которые в частном порядке утверждают, что преданы делу свободы прессы.
Помочь могут только те люди, которым нечего терять. Пора уже польским колбасникам, грузинским виноделам и эстонским производителям шпрот выступить вперед в погоне за своим маловероятным моментом славы. Они уже долгие месяцы страдают от мстительных российских бойкотов и запретов. Дипломатия им ничем не помогла. Теперь они процветают в основном на других рынках. Так почему бы не нанести ответный удар, разместив свою рекламу в The New Times? 'Дорогие российские покупатели! Нам жаль, что мы не можем сейчас продавать вам нашу продукцию. Но вы можете быть уверены - мы вернемся к вам, как только наступят лучшие времена'.
Затраты будут мизерными по сравнению с психологическим эффектом. Возможно, к ним могли бы присоединиться туристические компании, демонстрируя тот теплый прием, который будет ожидать российских гостей (порой к удивлению последних) в Варшаве, Таллине и Тбилиси. Даже путинская Россия не посягнет на свободу передвижения, а в связи с этим у Кремля останется мало возможностей для мести.
Сторонние наблюдатели не смогут запретить Кремлю закрыть The New Times, если он того захочет. Но они, по меньшей мере, могут содействовать его коммерческому успеху, пока журнал еще работает.
_________________________________
О России - позитивно ("The International Herald Tribune", США)
Чем чревата Россия для прессы ("The Washington Times", США)