From the Economist Intelligence Unit ViewsWire
Беспорядки в столице Эстонии Таллинне, последовавшие за переносом памятника советским солдатам из центра города, высветили раскол в обществе и могут привести к полному разрыву дипломатических отношений с Россией. Предпримет ли Россия этот шаг? Все зависит от того, перевесит ли необходимость улучшения образа России в глазах ЕС, ее основного торгового партнера, чувство гнева и желание использовать наказание Эстонии в качестве козыря в предвыборной борьбе.
26 апреля городские власти Таллинна, по указанию недавно сформированного правого правительства, окружили забором так называемого Бронзового солдата - памятник, установленный на одной из центральных площадей эстонской столицы - и вывезли его в неизвестном направлении. Вслед за этим начались работы по эксгумации останков советских солдат, похороненных под монументом, с целью их перезахоронения на военном кладбище. Это вызвало протест русскоязычных жителей Таллинна, переросший в массовые беспорядки, вандализм и мародерство. В результате беспорядков, продолжавшихся три ночи, погиб один демонстрант, 153 человека ранено. Эти события отозвались эхом в России, где верхняя палата парламента предложила разорвать дипломатические отношения с Эстонией.
Взгляды диаметрально противоположны
Почему столько шума из-за памятника? Для большинства этнических эстонцев эта статуя символизирует восхваление советской армии, которая была инструментом полувековой оккупации Эстонии, начавшейся в 1940 г. Для русскоязычных жителей столицы (не все из них русские, многие - этнические украинцы и белорусы), он является памятью о разгроме фашизма в Европе советской армией и 27 миллионах советских граждан, погибших во Второй мировой войне.
Примерно половину населения Таллинна составляют этнические эстонцы, и половину - русскоязычные. Часть эстонцев страстно желает стереть символы советской эпохи. Для русскоязычных это оскорбление, усугубляющее ощущение того, что их подвергают дискриминации (большинство русскоязычных не получило эстонское гражданство автоматически после обретения Эстонией независимости в 1991 г.).
Насилие, спровоцированное переносом памятника, высвечивает глубину раскола в эстонском обществе, несмотря на то, что по многим параметрам Эстония является самым успешным из постсоветских государств. Законы Эстонии не предоставляют право на автоматическое получение гражданства тем, кто поселился в стране в годы оккупации. После 1991 г. не более трети неграждан получили гражданство, а вместе с ним, путем натурализации - право участвовать в выборах и разрешение на работу. Исследования уровня доходов показывают, что русскоязычные хорошо представлены в самом состоятельном сегменте эстонского общества, но слабо - в группах со средним доходом.
Травля медведя
Отношения Эстонии с Россией находились на низком уровне с тех пор, как после обретения независимости эстонское правительство разъяснило свою позицию по вопросу гражданства. Россия воспринимает отношение эстонского государства к русскоязычным как оскорбление, а лишение их избирательных прав означает, что Эстония выбирает себе правительства, недружественно настроенные в отношении ее восточного соседа.
В данном случае жесткая реакция России объясняется несколькими факторами. Во-первых, Россия уже не впервые угрожает Эстонии санкциями за обращение с русскоязычным населением. Во-вторых, страна переходит в предвыборный режим - в декабре должны состояться парламентские выборы, а менее, чем через год - президентские. Критиковать Эстонию стало привычным для российских политиков, желающих засвидетельствовать о себе как об истинных националистах.
Как отметил один эстонский дипломат, Эстония подобна маленькой собаке, которую легко ударить. В-третьих, в этом случае провокация - эксгумация останков погибших в войне и перенос монумента в память о беспрецедентных жертвах, принесенных Россией на алтарь победы над нацистской Германией - была слишком серьезной. Президент России Владимир Путин уже не раз гневно реагировал на заявления прибалтийских политиков о том, что советские войска были оккупантами. Это не только оскорбляет национальное достоинство россиян, но и может послужить оправданием политики Эстонии и Латвии по предоставлению гражданства и открыть путь к требованиям финансовых компенсаций и территориальных претензий к России.
В то же время, сегодня Россия уже, вероятно, не может атаковать Эстонию безнаказанно. Отношения с ЕС, важнейшим торговым партнером России, достигли низшей точки за годы президентства Путина. ЕС все более обеспокоен рядом проблем, среди которых - подрыв политических и гражданских свобод в России, наступление на частных, в том числе, западных инвесторов и политизация торговой политики. Последнее относится, главным образом, к опасениям относительно надежности России как основного поставщика газа в Европу. Однако сохранение эмбарго на экспорт польского мяса, формально введенного по санитарным соображениям, заставляет предполагать наличие скрытых мотивов.
Вероятно, при обычных обстоятельствах этих опасений было бы недостаточно для того, чтобы сдержать реакцию Кремля. Однако сегодня расклад сил в ЕС выглядит для России менее благоприятно, чем год назад. Германия, ключевой партнер России в ЕС, более не возглавляется главным западным союзником Путина Герхардом Шредером. А второй основной союзник Путина в ЕС, президент Франции Жак Ширак, вскоре также уходит в отставку. Поэтому Россия, возможно, чувствует необходимость уделять больше внимания менее крупным игрокам в ЕС, в том числе, Эстонии и Латвии. С учетом интереса России к энергетическому сектору ЕС, это может послужить объяснением того, что в конце марта Путин поручил своим чиновникам подписать давно откладывавшийся договор о границе с Латвией.
Теперь вопрос для России заключается в том, сможет ли она подавить инстинктивное желание лягнуть соседа ради улучшения своего имиджа в ЕС. Вряд ли прекращение дипломатических отношений причинит Эстонии много вреда. Более болезненными могут оказаться торговые санкции, хотя они нанесут ущерб и российским экономическим интересам - особенно, в основных экспортных отраслях - а, кроме того, нарушат договоренности между Россией и ЕС.
Вряд ли в скором времени проблема исчезнет сама собой. Несомненно, Россия заинтересована в том, чтобы конфликт тлел как можно дольше, но не совсем ясно, каким будет эндшпиль Москвы в этом поединке. По крайней мере, он может отвлечь внимание от других спорных моментов в отношениях между ЕС и Россией. Опасность для Москвы может заключаться в том, что она не рассчитает свои силы - как уже было в случае с Украиной и Грузией - и, в результате, ЕС солидаризируется с правительством Эстонии. Возможно, эстонские власти, решив перенести монумент, руководствовались желанием избежать столкновений на этнической почве в ходе предстоящей 8 мая церемонии у военного мемориала, но беспорядки, имевшие трагические последствия, напомнили о том, что значительная часть населения страны чувствует себя отчужденной - и этот факт нельзя просто так игнорировать.
___________________________________
Лицо недели: Неизвестный русский хулиган ("Postimees", Эстония)
Эстония и русский медведь ("The Wall Street Journal", США)