Жизнь маленькой страны, которая существует бок о бок с большой и неуравновешенной, зачастую бывает трудной. Поэтому легко сочувствовать Эстонии (население - 1,3 млн.), стране, которая ближе, чем ее восточноевропейские соседи, подошла к черте реального экономического и политического успеха, в ее ссоре с Россией (население - 143 млн.). Состоявшийся на прошлой неделе перенос советского военного мемориала из центра эстонской столицы Таллинна на военное кладбище спровоцировал местных русских на массовые беспорядки и мародерство, а также вызвал яростные протесты самой России против 'кощунства'. Десятки были ранены, один человек погиб. Поддерживаемые Кремлем молодчики устроили блокаду эстонского посольства в Москве и угрожали послу. Также был прекращен экспорт нефти.
Реакция России чрезмерно груба. Но Эстония серьезно просчиталась при выборе тактики. Премьер-министр страны Андрус Ансип (Andrus Ansip) сделал вопрос о будущем военного мемориала пунктом своей предвыборной программы накануне всеобщих выборов в марте, надеясь получить для своей Партии реформ голоса патриотически настроенных эстонцев. Он победил с большим перевесом. Но Ансип играл с огнем. Памятник оскорбляет многих эстонцев, некоторые прозвали массивную бронзовую фигуру 'неизвестным насильником'. В 1944 г. на смену четырехлетней (так в тексте - прим. пер.) нацистской оккупации пришла более разрушительная советская, продолжавшаяся несколько десятилетий. Но для многих этнических русских бронзовый солдат служит символом жертв, принесенных в войну, и разгрома фашизма.
Ущерб, нанесенный плохо мотивированным шагом Эстонии, совершенно непропорционален его выгодам. Благодаря действиям правительства, о переносе статуи разглагольствует теперь каждый русский националист. Кроме того, они подрывают одно из важнейших достижений последних 15 лет - интеграцию в общество многих из 300 тысяч мигрантов и их потомков, прибывших в советские годы (и зачастую по-советски думающих). Многие выучили эстонский и получили гражданство. Теперь они чувствуют, что их вторая родина предала их. Похоронена идея о том, что русские Эстонии могут подать хороший пример самой России.
Хуже всего то, что Россия может подумать, будто Эстонию легко изолировать. Несмотря на постыдное поведение России - сначала разжигание страстей в Эстонии, а потом гротескно преувеличенная реакция, инспирированная Кремлем - в ведущих западных столицах несколько дней стояло гробовое молчание. 'Важно иметь хорошие отношения с Россией, - ворчат большие страны. - Зачем ставить их под угрозу ради глупой маленькой страны, которая сама во всем виновата?'.
В результате, ситуация может еще более ухудшиться. Ансип совершил ошибку. Но, тем не менее, его страна - образцовый член Европейского Союза, а свою лояльность НАТО она доказывает, отправляя войска в самые опасные уголки Афганистана. Эстония ведет полезную работу среди других посткоммунистических государств, где она старается продвигать реформы, призывать к здравому смыслу и умиротворять спорящих. Нужно помочь Эстонии и защитить ее от холодного ветра с востока.
России следует заявить, что угрозы - это недопустимое эхо прошлого. Посольство Эстонии в Москве заслуживает надлежащей милицейской охраны. Невзирая на все свои недостатки, эстонские политики - не 'фашисты'. Вопреки заявлениям российских СМИ, могилы солдат вокруг монумента не были осквернены, а их останки эксгумировали с целью достойного перезахоронения; памятник не распилили, а уже поставили в надлежащем месте неподалеку.
Все это важно не только для Эстонии. Если Кремль придет к выводу о том, что бывшие советские сателлиты - не полноценные члены западных клубов, и союзники откажутся от них, если они совершат ошибку, то последствия для мира и стабильности в Европе будут катастрофическими.
_______________________________
Нервы эстонцев на пределе ("The Economist", Великобритания)
Март Лаар: Ослепленные империей ("The Wall Street Journal", США)