From The Economist print edition
Для небольшой технически 'продвинутой' страны вроде Эстонии интернет имеет жизненно важное значение. Однако последние две недели сайты эстонских государственных учреждений (и некоторые частные сайты) подвергаются атакам, полностью выводящим их из строя - выбранный для нападения объект бомбардируется таким количеством ложных запросов, что он просто 'валится'.
Эта интернет-война разразилась 27 апреля, в разгар яростной ссоры между Эстонией и Россией из-за переноса советского военного мемориала из центра столицы - Таллина - на воинское кладбище. Этот шаг спровоцировал беспорядки и грабежи, которые устроили несколько тысяч протестующих из многочисленной общины этнических русских, проживающих в Эстонии, большинство из которых чтит этот мемориал как память о жертвах, принесенных их народом в годы войны. Большинство эстонцев, напротив, видит в нем символ ненавистной иностранной оккупации.
Беспорядки, по словам Таллина, организовала Россия, назвавшая перенос памятника 'кощунством' и призвавшая к отставке эстонского правительства. В Москве подчиненная Кремлю молодежная организация блокировала эстонское посольство и даже атаковали его [вероятно, речь идет об инциденте, когда территорию посольства забросали камнями - прим. перев.], что вызвало протесты со стороны США, НАТО и ЕС. Россия, вероятно ошарашенная запоздалой, но твердой поддержкой, которую оказал Эстонии Запад, дала задний ход. По договоренности, достигнутой при посредничестве Германии, эстонский посол отправилась 'в отпуск', и блокада дипмиссии прекратилась так же внезапно, как и началась.
Интернет-атаки, однако, продолжаются. В некоторых случаях эстонские сайты 'стираются' - их контент на главной странице заменяется российской пропагандой или фальшивыми 'извинениями' от лица эстонских властей. В большинстве же случаев сайты просто блокируют. Атаки постоянно усиливаются. Больше всего их произошло 9 мая, когда Россия и ее союзники празднуют победу над Гитлером, рассказывает Хиллар Аарелейд (Hillar Aarelaid), отвечающий за защиту Эстонии от 'кибервойн'. Как минимум шесть сайтов, в том числе министерства иностранных дел и Минюста, оказались практически недоступны. Обычно подобные трюки проделываются в наиболее сомнительных областях интернет-коммерции: скажем, для вымогательства денег у онлайновых казино. Но еще ни одна страна не подвергалась кибератакам такого масштаба.
Ситуация вызывает тревогу не только в Эстонии; особое внимание на происходящее обращает НАТО. 'Если центр связи в какой-нибудь из стран-участниц подвергается ракетной атаке, это рассматривается как объявление войны. Но как расценить ситуацию, когда такой же центр выводится из строя кибератакой?' - задается вопросом один высокопоставленный чиновник в Брюсселе. Министерство обороны Эстонии заходит еще дальше: представитель его пресс-службы приравнивает эти атаки к терактам в США 11 сентября 2001 г. В Таллин срочно прибыли два лучших натовских эксперта по электронной войне и их американский коллега: они будут лично наблюдать за развитием 'кибернаступления'. Однако от международного права в данном случае толку мало, сетует эстонский министр юстиции Рейн Ланг (Rein Lang).
Некоторые атаки носят достаточно примитивный характер, и тогда виновные оставляют электронные 'отпечатки пальцев'. По словам эстонцев, первые 'залпы' прозвучали, в том числе, и с компьютеров, связанных с российскими государственными структурами. Однако большинство атак проводится через тысячи обычных компьютеров по всему миру. Некоторые из них принадлежат гражданам, недовольным действиями Эстонии. На русскоязычных интернет-сайтах анонимно размещаются инструкции о методах 'блокирующих' атак. Но во многих случаях источником нападения становятся 'бот-сети' - 'цепочки' компьютеров, зараженных вирусами, позволяющими дистанционно подключать их к таким акциям без ведома владельцев. Такие 'бот-сети' можно создать специально, или попросту 'арендовать' у киберпреступников.
Чтобы их сайты могли обслуживать местных пользователей, эстонцам пришлось перекрыть к ним доступ из-за рубежа. Это может нанести экономике страны больший ущерб, чем ограниченные российские санкции, введенные к настоящему моменту, в том числе отмена пассажирского железнодорожного сообщения между Петербургом и Таллином. Кроме того, подобные меры несомненно мешают эстонцам противостоять российской пропаганде, изображающей страну 'фашистским логовом'. 'Мы отброшены в каменный век, и сообщаем миру о происходящем по телефону и факсу', - рассказывает один эстонский специалист по интернету. Микко Хиппонен (Mikko Hypponen) из финской компании по обеспечению безопасности в интернете F-Secure, которая отслеживает 'кибернаступление' на Эстонию, считает, что лучший способ обезопаситься от таких атак - создание мощной сети серверов в целом ряде стран. Пока что НАТО этим еще не озаботилась, но скоро ситуация может измениться.
____________________________________
Балтийское единство как слабость ("Neatkarigas Rita Avize", Латвия)
Правота Эстонии ("El Pais", Испания)