From Economist.com
Через полгода после того, как в лондонском госпитале умер мучительной смертью Александр Литвиненко, бывший агент КГБ, бежавший в Британию, британская прокуратура назвала имя человека, которому она намерена предъявить обвинение в его убийстве. Во вторник, 22 мая, Королевская прокуратура заявила, что она будет требовать у России выдачи Андрея Лугового. Это заявление было сделано через четыре месяца после того, как британская полиция передала досье по делу о гибели Литвиненко прокурорам. К этому времени многие решили, что дело останется нераскрытым или будет дипломатически спрятано под ковер.
Луговой - тоже бывший сотрудник КГБ - был одним из россиян, часто встречавшихся с Литвиненко накануне его смерти - в том числе, 1 ноября в лондонской гостинице. В тот день Литвиненко почувствовал недомогание - как выяснилось позже, в результате отравления полонием, редким радиоактивным веществом, от которого три недели спустя он скончался. Полиция обнаружила радиоактивные следы, ведущие в гостиницы и другие места, где был Луговой и его компаньоны, а также на самолетах, которыми они летали из Москвы в Лондон и обратно. Похоже, что это была не первая попытка отравления Литвиненко, обвинявшего президента Владимира Путина и других представителей российского руководства в разнообразных злоупотреблениях. Это может объяснить разбросанность радиоактивных улик.
Обвиняемый, равно как и другие россияне, проходящие по делу, всегда настаивал на своей невиновности. Более того, Луговой заявляет, что он стал еще одной жертвой полониевого заговора, а не исполнителем преступления. Поскольку рассчитывать на то, что Россия согласится выдать подозреваемого, практически не приходится, крайне маловероятно, что ему придется защищаться в суде. Российские власти заявили о готовности сотрудничать с британской полицией, представители которой посетили Москву в ходе расследования, но с возмущением отвергают все намеки на возможную причастность Кремля и даже отрицают, что полоний, использованный для убийства Литвиненко, был привезен из России.
Российские власти, отказывающиеся выдавать Лугового, могут сослаться на пример Британии, которая не желает экстрадировать в Россию Бориса Березовского. Березовский - олигарх-перебежчик, рассорившийся с Путиным и проходящий в Москве по разным обвинениям. Из своего лондонского изгнания Березовский не раз заявлял о желании свергнуть режим Путина путем революции. Спор из-за него и чеченского сепаратиста Ахмеда Закаева, который получил в Британии политическое убежище, способствовал резкому ухудшению англо-российских отношений в последние несколько лет.
Возможно, решение предъявить обвинение Луговому объясняется тем, что отношения находятся на слишком низком уровне для того, чтобы Британия могла что-то потерять (хотя, разумеется, все имеющие отношение к делу ведомства отрицают, что за решением прокуратуры стояли политические или дипломатические соображения). Возразить на это может BP - западная энергетическая компания является совладельцем гигантского газового месторождения в России, которое хотят взять под свой контроль Кремль и "Газпром", государственный газовый гигант, - что они уже проделали с другими крупными нефтегазовыми проектами. Ухудшение отношений в связи с обвинениями по делу Литвиненко может ускорить этот процесс. Но, может быть, британские власти просто решили, что убийство британского подданного (которым стал Литвиненко) при помощи радиоактивного оружия на британской земле, - это слишком серьезное преступление, чтобы закрыть на него глаза.
Разумеется, ничто из этого не указывает на то, что причастность к убийству Кремля и Путина можно считать доказанной: Россия и ее спецслужбы достаточно хаотичны и непредсказуемы для того, чтобы предположить множество других возможных заказчиков и мотивов. К сожалению, даже после заявлений британской прокуратуры окончательное установление личности убийцы остается маловероятным. Так обычно и бывает, когда русские погибают при загадочных обстоятельствах.
_____________________________
С убийством Литвиненко смириться нельзя ("The Independent", Великобритания)
Радиоактивный осадок ("The Guardian", Великобритания)