По мере приближения российско-американского саммита, намеченного на начало июля, все больше шума поднимается вокруг планов США по размещению элементов ПРО на территории Польши и Чехии. Причина - накопившиеся противоречия Москвы и Вашингтона по этому вопросу. Ракетная гонка выходит за рамки противостояния двух полюсов в новой 'холодной войне' - последние несколько лет мир является свидетелем самой масштабной гонки вооружений за всю историю человечества.
На встрече лидеров стран 'большой восьмерки' в Хайлигендамме на прошлой неделе, как и на прошедших в ее рамках встречах президентов России и США, тема американской военной инициативы в Восточной Европе стала самой обсуждаемой среди заявленных в повестке дня саммита, начиная с проблемы изменений климата и заканчивая вопросом оказания помощи африканским странам.
Как известно, Россия и США не смогли преодолеть разногласия относительно американских планов по размещению десяти ракет ПРО в Польше и системы радаров в Чешской республике в рамках проекта США по созданию ракетного щита для ограждения Европы от возможных атак со стороны 'стран-изгоев'. Москва открыто заявила, что попытки затронуть национальную безопасность России вызовут новую гонку вооружений, как это случилось в конце прошлого века, и приведут к растрате миллиардов долларов на военные исследования и производство оружия. Проведенные недавно Россией успешные испытания межконтинентальной баллистической ракеты РС-24 показали, что Москва действительно продолжает укреплять свою систему ПРО, возвращаясь тем самым, как кажется, во времена 'холодной войны'. Подобные испытания часто проводятся накануне важных международных встреч для напоминания о необходимости возобновить диалог по политике 'щита' тем, кто 'эту тему поднял'.
Возникает вопрос: перешла ли ракетная гонка от разговоров на языке политиков к разговорам на языке военных? Именно об этом, по крайней мере, свидетельствуют последние заявления российского президента Владимира Путина о том, что Россия определит для себя 'новые цели' в Европе, если США продолжат настаивать на размещении там своей системы ПРО.
Для нанесения ударов по новым целям, как известно, есть много средств: баллистические ракеты; ракеты, которыми оснащены подводные лодки; новые ракетные комплексы. Но что это за новые цели, на которые указал российский президент?
По мнению большинства военных аналитиков, Путин имел в виду ракеты ПРО, которые будут размещены на подземных базах в Польше и Чехии, а также на территории новых военных баз в Болгарии и Румынии. А под средствами нейтрализации этих целей следует понимать ракетные комплексы 'Искандер-М', перемещенные в Калининград и на юг Белоруссии на расстояние 250-300 километров от намеченных позиций США в Польше. Также следует указать на прошедшие недавно испытания ракеты 'С-500', запуск которой производится с подводных лодок, и планы по оснащению ими российского подводного флота. Кроме того, существует возможность перенацеливания стратегических ядерных ракет и задания им новых целей.
Известно, что у ракет есть так называемый 'радиус смерти', равный третьей части дальности ее действия, - и намеченные США позиции в Европе попадают в этот радиус действия российских ракет, расположенных между Волгой и Уралом.
По мнению российского эксперта в области стратегических вооружений генерала Владимира Белоуса, развертывание США элементов ПРО в Европе является воплощением инициативы стратегической защиты, которая предусматривает, в частности, оказание немедленного противодействия российским межконтинентальным баллистическим ракетам в момент их запуска. 'Важно сейчас дать понять странам, которые намерены принять у себя военные базы НАТО и США, что тем самым они сами навлекают на себя огонь', - добавил Белоус.
Но проблема усложняется еще и тем, что эта новая ракетная гонка означает возврат в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века, когда США и, тогда, Советский Союз начали развивать системы, способные противостоять межконтинентальному ядерному удару путем запуска противоракеты, которая бы поразила вражескую ракету еще до того, как последняя вышла бы за пределы атмосферы. С целью избежать нарушения равновесия, в 1972 году было подписано соглашение, в котором определялись регионы, подлежащие защите такого рода системами. Русские выбрали Москву, чтобы обеспечить дополнительную защиту первым лицам государства, американцы же сделали выбор в пользу расположенной на севере США Дакоты, чтобы защитить размещенные там ракеты противодействия. В последствие выяснилось, что эти системы бесполезны, так как взрыв на большой высоте ядерного заряда противоракеты с целью уничтожения ракеты противника вызывал взрыв электромагнитных зарядов, которые повреждали радары, что делало невозможным предотвращение последующих ударов.
Однако принцип ракетной баллистической обороны вновь стал актуальным с приходом к власти Рональда Рейгана, выступившего с инициативой стратегической защиты. Тогда стало очевидно, что лазер, каким бы мощным он ни был, не в состоянии поразить боеголовку, защищенную броней, и помешать ей выйти за пределы атмосферы. Поэтому, не оставалось ничего другого, как вновь сделать выбор в пользу противоракет. После многочисленных технологических испытаний, проводимых неспешно на различных уровнях, в 1997 году начались испытания в широком масштабе. В итоге 14 июля 2001 года с третьей попытки американцам удалось провести успешное испытание по перехвату баллистической ракеты Minuteman, оснащенной макетом боеголовки.
В то же время, а именно в августе 1998 года, Северная Корея произвела первый запуск ракеты дальнего радиуса действия, которая пролетела над территорией Японии, прежде чем упасть в северной части Индийского океана. После этого начались военно-политические перипетии - Америка открыто сосредоточилась на ядерной угрозе, которую ей представляла Северная Корея с запада, и это стало основным пунктом президентской кампании Джорджа Буша. К октябрю 2002 года было проведено три успешных испытания противоракет, оснащенных боеголовками, программируемыми и управляемыми на скорости 12 км в секунду. Успешными испытания были лишь теоретически, поскольку проходили не в полевых условиях, однако это не помешало Бушу приступить к использованию противоракет на базах в Калифорнии и на Аляске и нарушить тем самым свое предвыборное обещание не делать этого.
Американская система ПРО продолжает оставаться практически не эффективной, - ведь все предыдущие испытания проводились не в благоприятных условиях и против 'подготовленныъ целей'. Случались и неудачи, когда, например, ракета не могла даже взлететь с территории базы. Кроме того, система по-прежнему должна 'научиться' самостоятельно поражать вражеские боеголовки, а также уметь различать их и определять, какие из них несут ложный заряд. На достижение желаемого результата, по мнению большинства экспертов, потребуется еще как минимум десять лет.
В задачи этой американской системы ПРО входит перехват ракет, нацеленных на США, в случае их запуска Северной Кореей. Для этого на Аляске и в Калифорнии был размещен крупный радар и сотни противоракет. Кроме того, на вооружение берутся спутники, принимающие и передающие лучи, которые отслеживают ракеты с их ядерными боеголовками. Ожидается, что система будет полностью готова в конце этого года. Как бы то ни было, 'на всякий случай' на каждую ракету, которая может быть пущена с территории Северной Кореи по США, уже нацелены по десятку американских ракет, при этом никто не гарантирует, что после запуска все эти противоракеты полетят именно к одной цели.
Что касается возможного удара со стороны России, то он будет нацелен в первую очередь на американские военные базы под землей с таким расчетом, чтобы сделать их неспособными нанести ответный удар. И здесь американцы сталкиваются с двумя проблемами.
Первая - большая часть российского ракетного арсенала расположена на подводных лодках, которые нельзя обнаружить, пока с них не будет осуществлен запуск ракеты, что делает невозможным нанесение по ним превентивного удара. Кроме того, эти подлодки находятся вне зоны покрытия американских баз в Калифорнии и на Аляске. В лучшем случае, российские ракеты можно будет перехватить, когда они уже нависнут над целями. Хотя следует учитывать, что арсенала одной российской подводной лодки хватит для уничтожения целой американской базы. Не надо забывать и о российских передвижных ракетных комплексах.
Вторая проблема заключается в том, что российские подземные базы, по которым США может быть нанесен удар, окажутся пустыми к тому моменту, когда американские ракеты до них долетят, поскольку меньше чем за 20 минут сработает система обнаружения и будет нанесен ответный удар, противопоставить которому Америка уже ничего не сможет.
Такая же ситуация и с Китаем, которая разработала систему передвижных ракетных комплексов и размещения ракет на подводных лодках. Что же касается Ирана, то в этом случае американские системы ПРО для большей эффективности следовало бы размещать в Турции и Саудовской Аравии. Со своей стороны Израиль провел успешные испытания противоракетной системы Arrow, предназначенной для перехвата баллистических ракет среднего радиуса действия.
И здесь возникает еще один вопрос: какая польза от размещения этих американских элементов ПРО, если они не в состоянии обеспечить эффективную защиту даже от первого возможного удара?
В этой связи отмечается, что разработка и создание этой системы ПРО с размером финансирования, превышающими объемы затрат на космическую программу 'Аполлон', были поручены компании 'Боинг', а это значит, что из этого извлекут выгоду друзья Буша. С момента прихода к власти Джорджа Буша старшего на разработку противоракетной системы было выделено 107 миллиардов долларов. При этом, за все предыдущие 25 лет на эти цели было израсходовано всего 37 миллиардов. В 2008 году 'Национальная ракетная оборона' обещает стать самой большой статьей расхода военного бюджета - на нее будет выделено 11 миллиардов. А к 2020 году расходы на ракетную оборону, по мнению американских экономистов, могут превысить 500 миллиардов долларов.
Размещение элементов американской ПРО приведет к еще большим затратам. Кроме того, частью политической игры станет еще активное расширение НАТО на восток Европы наряду с попытками ослабить стратегический потенциал России в ее же собственном регионе и наладить отношения Вашингтона с Новой Европой.
_______________________________
ВВП и ВГУ ("The Economist", Великобритания)
Ракетный гамбит Путина ("The Wall Street Journal", США)