From The Economist print edition
Длинноногие красавицы в бикини, модные модели в красных сапогах выше колена; даже бывший полевой командир, а ныне президент Чечни Рамзан Кадыров, щеголяющий в украшенном бриллиантами ремне. Все это можно было увидеть на прошлой неделе в Санкт-Петербурге. Там же можно было увидеть и целую стаю руководителей ведущих корпораций мира, политических лидеров и дипломатов. Поводом для этого стал ежегодный экономический форум, демонстрирующий экономическое возрождение России при Владимире Путине.
Это также был своего рода микромир России. Те, кому не дает покоя мысль о преемнике Путина, который придет к власти в 2008 году, отметили, что один из основных претендентов Сергей Иванов выступил на открытии с речью в президентском стиле, а его соперник Дмитрий Медведев просто сидел в президиуме. Иванов заявил, что скоро российская экономика займет пятое место в мире. Он также пообещал бороться с бюрократией и коррупцией.
На форуме были заметны оба эти порока. Мероприятие проходило в закрытом от публики режиме; даже аккредитованные участники были ограничены в своих передвижениях. Руководителя одной крупной компании открыто попросили выступить спонсором и дать денег. А когда он отказался, то обнаружил, что его заказ номера в гостинице аннулирован. Однако иностранные инвесторы демонстрируют как никогда завидный аппетит в стремлении заполучить российские активы. Ни один из боссов, встречавшихся за закрытыми дверями с Путиным, не жаловался на инвестиционный климат в России. Йерун ван дер Веер (Jeroen van der Veer), руководитель компании Royal Dutch Shell, которой недавно пришлось уступить 'Газпрому' контроль над своим гигантским проектом 'Сахалин-2', даже стоя поблагодарил президента. Несмотря на жесткое обращение с некоторыми иностранными компаниями и ухудшение отношений с Западом, коммерческие сделки здесь заключаются быстро и в больших количествах.
Прибыв прямо с саммита 'большой восьмерки', Путин заявил о своем месте в мире и с легкостью списал со счетов существующие международные организации, назвав их архаичными, недемократичными и неповоротливыми. 'Мир меняется на наших глазах, - сказал он. - Страны, которые еще вчера казались безнадежно отсталыми, сегодня создают самые быстрорастущие экономики в мире'. Участникам дискуссии, среди которых были глава ВТО Паскаль Лами (Pascal Lamy), еврокомиссар по торговле Петер Мандельсон (Peter Mandelson) и ученый-политолог Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama), он заявил, что Россия больше не хочет быть просто частью устаревшей мировой архитектуры, она хочет менять ее.
Чтобы напомнить миру о внешнеполитических амбициях России, Путин пригласил на форум премьер-министра Сербии Воислава Коштуницу (Vojislav Kostunica). Тот поблагодарил Россию за то, что она решительно выступает против независимости Косово. Несколькими днями ранее Путин отмел в сторону предложение нового французского президента Николя Саркози дать сербам и албанцам еще шесть месяцев для ведения переговоров. 'Наша позиция по Косово основывается на нормах международного права и на решениях, принятых Советом Безопасности ООН. В этой резолюции черным по белому написано, что Косово является неотъемлемой частью Сербии', - заявил Путин. Русские также задают вопрос: если независимость может получить Косово, то почему ее не могут получить две отколовшиеся от Грузии республики - Абхазия и Северная Осетия?
На этой неделе Россия созвала срочную встречу в Вене, чтобы подвергнуть критике Запад в рамках спора по поводу Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который был заключен по окончании 'холодной войны'. Путину также удалось, по крайней мере, на сегодня, перехитрить американцев в вопросе противоракетной обороны в Европе. На встрече G8 он предложил совместно использовать РЛС, которую Россия арендует у Азербайджана. Однако один бывший представитель Вашингтона говорит, что такая идея возникала еще пять лет назад. Ее обсуждение тогда ни к чему не привело, а сегодня надежд на нее еще меньше.
___________________________________________________________
Россия: вчера - нищая, сегодня - воинственная ("New Statesman", Великобритания)
Путин намерен застолбить за собой Восточную Европу ("The International Herald Tribune", США)