После терактов 11 сентября руководители антитеррористических ведомств и государства в один голос громко говорят о том, что следующим представлением 'Аль-Каиды' может стать подрыв ядерного взрывного устройства или даже 'грязной бомбы' (в ней обычное взрывчатое вещество используется для распространения радиоактивного). Случись такое, задается вопросом бывший американский сенатор Сэм Нанн (Sam Nunn), о каких не предпринятых мерах будут тогда сожалеть власти? Попытки предотвратить подобные угрозы, а также уменьшить их последствия, если меры предотвращения не принесут успеха, заставили представителей примерно 40 стран собраться на этой неделе в столице Казахстана Астане, где проводится встреча Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма. Два дня переговоров привели к выработке плана действий на десять лет.
Цель заключается в формировании структуры, в рамках которой страны смогут более эффективно сотрудничать в деле предотвращения применения ядерного оружия, его обнаружения, защиты от него и реагирования на такое применение. В ходе семинаров и учений будет проводиться обмен передовым опытом в вопросах учета и обеспечения безопасности ядерных материалов и объектов гражданского назначения (опыт, накопленный в бывшем Советском Союзе, когда в основном использовались средства, выбитые из американского конгресса совместными усилиями господина Нанна и сенатора Ричарда Лугара (Richard Lugar)). Совместные исследования должны обеспечить усовершенствование средств обнаружения, а также помочь в поиске источников тех материалов, которые применялись во время нападения. Более эффективный обмен информацией поможет сорвать планы террористов. А в адрес государственных властей будет звучать призыв к совершенствованию законодательства, чтобы лишить террористические группы убежища и заблокировать их финансирование. Предстоит также большая работа по определению мер ликвидации последствий таких нападений.
Эта инициатива, авторство которой принадлежит Джорджу Бушу и его российскому коллеге Владимиру Путину, начиналась в июле прошлого года с малого. Группа богатых стран 'большой восьмерки' плюс Австралия, Китай, Казахстан, Марокко и Турция провели первую встречу в Рабате в октябре. На ней были выработаны и согласованы формулировки принципов. На второй встрече, которая состоялась в феврале в Анкаре, они выработали программу активных действий и пригласили к участию другие страны. Сейчас к этой инициативе подключились 50 государств. Последней добычей в улове оказался Пакистан, который нуждается в восстановлении репутации после опасных шалостей на черном рынке своего ученого-ядерщика Абдул Кадыр Хана (Abdul Qadeer Khan).
Подобно выдвинутой США Инициативе нераспространения и безопасности (Proliferation Security Initiative, или PSI), которая нацелена на срыв незаконных поставок оружия массового уничтожения и материалов для его изготовления такими странами, как Северная Корея или Иран, данная Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма призвана стать 'не организацией, а деятельностью'. Но поскольку в этот раз во главе идут Россия и Америка, приглашение Китая оказалось преждевременным (он отказался присоединиться к инициативе PSI). Тем лучше для привлечения других стран.
Несмотря на имеющиеся разногласия в других областях, Америка и Россия искренне заинтересованы в сотрудничестве для борьбы с ядерным терроризмом. И вызвано это не только тем, что обе страны уже становились мишенями для террористов. Они также надеются получить коммерческие выгоды от возрождения глобального интереса к ядерной энергии мирного назначения. Прежде чем распространять ядерные материалы в других странах, необходимо обеспечить, чтобы они не попали в чужие руки. Но у террористов, безусловно, другие планы.
___________________________________________________________
Мир без ядерного оружия ("The Wall Street Journal", США)