Когда несколько лет назад прошел слух, что британские любители птиц, обеспокоенные сокращением популяции домовых воробьев, учредили должность воробьиного царя, могло показаться, что мода на царей достигла своего апогея. Во Франции уже был царь преступлений, в Лондоне - царь уличного движения , в Японии - царь банкиров, в Евросоюзе - царь внешней политики, в Америке - цари усыновлений, бейсбола, фильмов категории 'Б', промышленности, студий звукозаписи и т.д. и т.п. Но уж воробьиного царя не сможет переплюнуть никто, по крайней мере, так могло показаться на первый взгляд. Конечно, это звание - не доведенный до предела абсурд, а скорее дань моде, непревзойденный венец когда-то почти опустевшего мира царей. Но не тут то было! Полку царей прибыло. Последним - если только за то время, пока Вы читаете этот параграф, не появился кто-нибудь еще - их ряды пополнил царь войны президента Джорджа Буша.
На самом деле конвейер по созданию царей работал постоянно. Среди недавно титулованных особ - канадский царь по авторским правам, царь по восстановлению Нового Орлеана, сингапурский царь младенцев , блэровский царь по вопросам уважения , тайландский царь презервативов и американский царь по бюстам (Майкл Пауэлл (Michael Powell), в чьи функции на посту председателя Федеральной комиссии связи входило предотвращение инцидентов, подобных тому, что случился с Джанет Джексон, когда она случайно оголила грудь перед телекамерами). Эти особы пополнили нескончаемую вереницу царей по борьбе со СПИДом, царей по кибер-безопасности, царей борьбы с терроризмом, царей по безопасности продуктов питания, царей экономики, царей по нарушению авторских прав, царей воды и даже царей-пациентов службы психического здоровья.
Все это несколько странно. Ведь одним из немногочисленных пунктов, по которому большинство людей в ХХ-ом веке пришли к согласию, был тот, что цари - штука плохая, крайне прискорбный пример того, куда может завести естественный отбор, для начала давший миру парочку кровожадных цезарей, затем породивший несколько воинственных кайзеров и нашедший свое самое клиническое воплощение в российских монархах. Теперь же цари полностью реабилитированы и сыплются как из рога изобилия - столь неожиданного, удивительного и успешного возрождения брэнда в истории маркетинга еще не было. Республиканцы США никак не могут ими 'насытиться'. Националисты французы, блюдущие чистоту своего языка под недремлющим оком Французской академии, готовы раскрыть им объятья. А русские - да-да, из всех народов именно русские - возвели на трон царя рекламы. Наверное, скоро мы услышим о царе гемофилии.
Больше всего лавров достается царям порочного мира наркотиков. Наш мир разделен на страны, чьи граждане ждут не дождутся, когда же у них появиться царь наркоконтроля, и страны, у которых он уже есть. Почему царь наркоконтроля пользуется таким повсеместным спросом? Да потому что он может 'отвадить от дома' баронов наркобизнеса. До недавнего времени бароны считались хорошими. Они скрутили в бараний рог гадкого короля Иоанна на лугу Раннимед. Теперь они стали плохими. Что нас ждет дальше? Должно быть, вернутся фюреры, каудильо, дуче, гаулейтеры и генералиссимусы.
Пришло время положить этому конец. В английском языке, где так много заимствований из латыни, уже есть слово для обозначения верховного руководителя. Это - 'supremo'. Журналистам стоит взять это слово на вооружение (изредка они могут позволить себе воспользоваться выражением 'большая шишка'). Правительства же, со своей стороны, должны постараться давать должностям названия, которые понятно описывают круг обязанностей чиновников.
Когда-то давным-давно в Британии был военный министр. Теперь те же функции выполняет Государственный секретарь по вопросам обороны. В Британии также существует должность капитана Йоменов гвардии. Вряд ли кто-нибудь догадается, что он - заместитель 'кнута', парламентского партийного организатора. Министр по поставкам и качеству - на первый взгляд вполне понятная должность. Вот только никто не знает, поставками чего именно занимается этот министр, и уж бог с ним с качеством! Можно предположить, что министр образования все свои усилия направляет на развитие образования. Но чем же тогда занимается министр, курирующий социальную изоляцию? Неужели дальнейшим развитием социальной изоляции? Может быть, все это не имеет большого значения - в Британии, чем непонятнее, тем лучше.
Зато в Японии существует министр по вопросам приватизации почтовых услуг. Сразу ясно, чем человек занимается. К сожалению, чем занимается министр по 'компенсации ущерба', понять сложнее. Он дает потерпевшим неудачу людям вторую 'путевку в жизнь', хотя название должности скорее напоминает о функциях министра по чрезвычайным ситуациям. Тем не менее, в Японии, суть этой должности заключена в ее названии. Во всех других странах под этим подразумевается минимизация урона, то, чем обычно занимаются политтехнологи.
Кстати, были ли у царей политтехнологи? Несомненно, у них были гуру по бытовым и светским вопросам. Кажется, пришла пора реабилитировать Распутина.
* Имеется в виду глава Департамента транспорта Лондона (Вернуться к тексту статьи)
* Имеется в виду генерал-лейтенант Дуглас Льют (Douglas Lute), назначенный на должность куратора военных операций в Ираке и Афганистане (Вернуться к тексту статьи)
* Имеется в виду министр внутренних дел Сингапура Вонг Кан Сенг, отвечающий за программы по стимулированию рождаемости. (Вернуться к тексту статьи)
* Имеется в виду Луиза Кейси (Louise Casey), советник Тони Блэра, которая отвечает за специальную программу, направленную на создание в обществе атмосферы уважения между людьми. (Вернуться к тексту статьи)
* Имеется в виду известный активист и ученый Тайланда Мехаи Вираваидья (Mechai Viravaidya), который считается в своей стране самым известным сторонником идеи планирования семьи и безопасного секса.
* 15 июня 1215 группа восставших баронов вынудила короля Иоанна принять Великую хартию вольностей. Этот документ был посвящен защите норм феодального права и содержал гарантии тех привилегий и свобод, которые составили фундамент британской системы управления. (Вернуться к тексту статьи)