From Economist.com
Благодаря американскому гостеприимству можно решить почти любую проблему. Именно на это рассчитывали организаторы саммита Джорджа Буша и Владимира Путина, состоявшегося на этой неделе в Кеннебанкпорте, в доме первого президента Буша. Отношения между Америкой и Россией сегодня прохладнее, чем за всю историю после окончания 'холодной войны'. И поэтому неофициальная одежда, непродолжительная рыбалка, обед в кругу близких, а также та честь, которая была оказана Путину, ставшему первым иностранным лидером, приглашенным в Кеннебанкпорт Джорджем Бушем - все это было нацелено на улучшение отношений с российским президентом.
На 'омаровом саммите' действительно был достигнут определенный прогресс, пусть в основном символический. Два крупных (и взаимосвязанных) вопроса встречи - это противоракетная оборона для Европы и противодействие ядерным устремлениям Ирана. Чтобы защитить Европу от ракетных пусков, Америка хочет разместить ракеты-перехватчики и радиолокационную станцию в Польше и Чехии, которые сегодня входят в состав НАТО. Россия считает это агрессивным вторжением в страны, ранее двигавшиеся по ее орбите. И это несмотря на то, что тысячи российских ракет легко могут прорвать любую противоракетную оборону США. Америка утверждает, что этот план ПРО предназначен для защиты от стран-изгоев, особенно от Ирана, и приглашает Россию к сотрудничеству. Тем не менее, русские отвечают тем, что если план этот будет реализован, они могут нацелить свое собственное ядерное оружие на Польшу и Чехию.
На состоявшемся в прошлом месяце в Германии саммите 'большой восьмерки' Путин выступил с контрпредложением, пригласив американцев использовать радиолокационную станцию в Азербайджане. Тогда Буш назвал эту идею 'интересной'. После этого министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates) заявил, что азербайджанский радар будет дополнять, но не заменять собой объекты в Польше и Чехии. Не удивительно, что русские с ним не согласились.
Саммит Буша и Путина, по крайней мере, показал их готовность к 'согласию не соглашаться'. Путин расширил рамки своего предложения, сказав о возможности модернизации азербайджанской РЛС и предложив добавить еще один радар на юге России. Он заявил, что в дискуссию следует вовлечь все страны НАТО. Буш назвал эту мысль 'искренней' и 'стратегической', но по-прежнему настаивает на использовании территории Польши и Чехии.
План создания системы ПРО долгосрочный, и есть много скептиков, сомневающихся в ее технологиях. Гораздо большую озабоченность на сегодня вызывают иранские действия по обогащению урана. Америка отчаянно нуждается в помощи России в Совете Безопасности ООН, чтобы ввести новые, более жесткие санкции против Тегерана. Звучат различные предложения в отношении санкций, в том числе, идея о досмотре всех отправляемых в Иран и приходящих из Ирана грузов на предмет наличия ядерных материалов. Предлагается также заморозить все иранские вклады и активы за рубежом. Недавнее введение норм на продажу бензина вызвало в Тегеране волнения. (Иран серьезно недофинансирует свою сферу нефтепереработки, в связи с чем этой богатой нефтью стране не хватает топлива для автомашин.) Санкции ООН, как считают американцы, заставят иранский народ понять безрассудство нынешнего режима и безответственность его политического курса.
Россия по-прежнему настроена скептически, но американские представители говорят, что Путин идет на сближение, видя угрозу со стороны Ирана. Две стороны могут немного сблизиться друг с другом. Те шесть стран, что обсуждают с Ираном вопрос о его ядерной деятельности - пять постоянных членов Совета Безопасности и Германия - стараются удержать исламскую республику за столом переговоров. Вместо того, чтобы требовать от Ирана прекратить все работы по обогащению, эта шестерка заявляет, что простой отказ от расширения данных работ предотвратит введение новых санкций. Буш сказал, что Америка и Россия согласились направить 'общее сообщение' Ирану. По словам Путина, новый гибкий подход поможет 'дальнейшему реальному общению' с Ираном.
___________________________________________________________
Что было в Мэне 'самым главным' ("The Times", Великобритания)
Саммит в Кеннебанкпорте ("The New York Sun", США)