Ваша семья попала в руки секты, которая уничтожает цвет нации, крадет ваши деньги и пытается промывать мозги вашим детям. Потом ей приходит конец, и вы свободны, правда, после долгих лет порабощения ваше душевное здоровье и внешний вид оставляют желать лучшего. Все это время у ваших родственников дела шли прекрасно. Вы ожидали, что вас встретят с теплотой, сочувствием и щедростью. Но они посмеиваются над вашей отсталостью и относятся к вам как к аутсайдеру. Если вы хотите стать членом семьи (или, по-вашему, воссоединиться с ней), то нужно соответствовать определенным стандартам. И лучше вести себя скромно и быть благодарным.
Примерно таковы причины непонимания между Польшей и старыми демократиями Европы. Близнецы Лех и Ярослав Качиньские, соответственно, президент и премьер-министр страны, возмущены тем, что Европейский Союз относится к Польше как к новому члену клуба. Разумеется, Польша не отвечает всем стандартам ЕС (и, замечают Качиньские, многие старые члены тоже их нарушают). Но нет ли у Западной Европы огромного морального долга перед ней? Близнецы чуть не довели до коллапса саммит ЕС, потребовав, чтобы новый конституционный договор давал малым странам больше голосов в Совете Евросоюза, вместо того, чтобы число голосов напрямую определялось численностью населения.
Вариант договора, за который выступали страны Западной Европы, давал больше всего голосов Германии - этот факт плохо согласовывался с глубоко укорененным в Польше убеждением в том, что Германия все еще должна каяться за Вторую мировую войну. Пресловутая близость Германии с Россией Владимира Путина в годы правления Герхарда Шредера (1998-2005) еще больше разозлила поляков. Сначала Германия убивает миллионы поляков. Потом (совершим небольшой прыжок во времени) она пытается обделить Польшу голосами в Совете ЕС. Хуже того: когда Польша пытается вести переговоры в жестком стиле (как делают другие члены ЕС), на нее смотрят снисходительно и обвиняют в 'упрямстве'. А это, говорит Польша, граничит с расизмом.
Сложно кое в чем не посочувствовать полякам. Действительно, Западная Европа в отношениях с бывшими порабощенными странами ведет себя прижимисто, робко и лицемерно. Первой реакцией на крах коммунизма стало возведение торговых и визовых барьеров, а не приглашение жертв похищения в единый европейский дом.
Но, как часто бывает, взгляды Качиньских погрязли в прошлом, в их логика основана на недоразумениях. Сказать, как Ярослав Качиньский в недавнем интервью, что 'в Германии происходит что-то очень негативное', - это чудовищно. Это прозвучало бы несусветной глупостью, даже когда страну возглавлял Шредер. Меркель - это канцлер, о котором европейцы могли только мечтать. Скорее всего, во главе крупной западной державы уже никогда не встанет человек, выросший при коммунизме.
Беспокойные близнецы
Действительно, Россия играет слишком большую роль в политике Германии. Но Меркель довольно успешно пытается с этим покончить. Польша могла бы ей помочь, предложив свою дружбу. Суть сделки очевидна донельзя. Польские лидеры могли бы сказать: 'мы поддержим вас в ЕС, чтобы вам было проще поддержать нас против России'. Вместо этого, Качиньские предпочли погрузиться в трясину параноидальной ностальгии, где Германия и Россия - враги одного порядка.
Конечно, иногда без резкости на переговорах не обойтись: в ЕС даже лучшие друзья торгуются как безумные. Но мудрые переговорщики могут и подсластить пилюлю. После жесткого саммита ЕС в июне поляки, как победители (им удалось на десять лет отложить введение новой системы голосования), могли бы проявить благородство - но, вместо этого, Качиньские оказались вредными и неблагодарными. Ирландские дипломаты славятся тем, что умеют добиться желаемого. Но их логика и настойчивость тесно переплетены с шармом. Они не ставят подножки своим британским партнерам, ни с того ни с сего припоминая давние обиды. Они не отвлекаются от сути дела.
Качиньские победили в битве. Но они рискуют превратить Польшу в то, чем когда-то была Греция: непопулярную, дорогую для остального ЕС и, что самое опасное, маргинальную страну. Возможно, только США могут убедить Качиньских, не скрывающих своей проамериканской позиции, в том, что сильная Польша в сильном ЕС бесконечно более предпочтительна, чем маргинализованная Польша в слабой Европе.
________________________________
Мачеха Европы ("Wprost", Польша)
18 предложений, как Европе порадовать Польшу ("Die Tageszeitung", Германия)