From Economist.com
'Российское правительство, - заявил новый молодой министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд (David Miliband), выступая в понедельник, 16 июля, в парламенте, - показало, что оно не осознает ни того, насколько серьезно мы подходим к этому делу, ни серьезности вопросов, с ним связанных. Причем, несмотря на лоббирование на высшем уровне'. Речь идет о деле Александра Литвиненко, бывшего агента КГБ, который был убит в ноябре прошлого года в Лондоне дозой радиации. По словам Милибэнда, за то, что Россия не отнеслась к нему с должной серьезностью, из Лондона будут выдворены четыре российских дипломата. Это первый подобный инцидент с 1996 г., и он уже вызвал разговоры о начале новой 'холодной войны'.
В мае британская прокуратура объявила о решении возбудить уголовное дело по обвинению в убийстве Александра Литвиненко против Андрея Лугового, еще одного бывшего агента КГБ. Луговой встречался с Литвиненко в Лондоне 1 ноября, в тот день, когда он почувствовал недомогание. Следы полония, отравление которым привело к 'чудовищной и мучительной смерти', как сказал Милибэнд, были обнаружены в гостиницах, где останавливался Луговой, и на самолетах, которыми он летал. Но россияне отвергли британский запрос об экстрадиции, заявив, что конституция запрещает им выдавать российских граждан другим странам. По словам президента России Владимира Путина, этот запрет делает запрос об экстрадиции 'глупым'.
Великобритания настаивает на том, что если Россия действительно хочет сотрудничать и быть партнером, серьезно относящимся к обязательствам, проистекающим из свободы передвижения россиян, то она бы нашла способ обойти конституционную проблему, как, собственно, уже бывало ранее. Но, кроме того, британцев раздражает нежелание россиян сотрудничать в принципе. Россияне говорят, что теоретически суд над Луговым мог бы состояться в Москве, но не проявляют особой заинтересованности в этом сценарии, который в любом случае, был бы неудовлетворительным, поскольку, по мнению британцев, российские суды коррумпированы и скомпрометированы.
Однако маловероятно, что выдворение дипломатов, а также другие меры, объявленные Милибэндом (в том числе, расплывчатые пока ограничения на выдачу виз российским официальным лицам) приведут к смене отношения Кремля к экстрадиции. За ними стоит, скорее, желание выразить масштаб возмущения Британии убийством британского подданного (которым стал Литвиненко), совершенным с угрозой для здоровья сотен других людей. Это возмущение усиливается подозрением в причастности к убийству одной из российских государственных структур.
С того момента, как Луговому было инкриминировано преступление, он продолжает настаивать на своей невиновности. Делая это и пытаясь обвинить в совершении преступления британские спецслужбы, а также таких российских эмигрантов в Лондоне, как Борис Березовский, он, похоже, выполняет распоряжение российских властей. Это, а также экзотический редкий яд, выбранный для совершения убийства, подтверждает подозрения тех, кто считает, что за убийством стоит Федеральная служба безопасности России, если не сам Путин.
И все-таки, разговоры о новой 'холодной войне' - это преувеличение: Россия больше не экспортирует соперничающую идеологию, как делал Советский Союз и не воюет чужими руками с Америкой по всему миру. Однако напряженность в англо-российских отношениях и отношениях России с Западом вообще может усилиться в связи с делом Литвиненко. Отношения с Британией осложнены тем, что Лондон предоставил политическое убежище Березовскому и другим, в прошлом году в Москве был скандал с обвинением британцев в шпионаже, а британский посол в России подвергся преследованиям якобы из-за своего участия в оппозиционной конференции. Реакция россиян на выдворение дипломатов, ожидаемая 17 июля, может еще больше усугубить ситуацию. Официальные представители [России] предупреждают о 'серьезных последствиях' и назвали позицию Великобритании 'безнравственной'.
Все это может сделать еще менее вероятной перспективу сотрудничества с Россией по таким международным вопросам, как статус Косово и ядерные амбиции Ирана. На этой неделе Путин объявил мораторий на выполнение Россией Договора об обычных вооруженных силах в Европе, призванного регулировать численность боевой техники, размещенной на континенте. Последствия могут ощутить на себе и британские инвесторы в Россию, некоторые из которых - например, BP - уже пострадали от кремлевского шантажа. Но Милибэнд и новый премьер-министр Гордон Браун, по-видимому, решили, что опасность бездействия перевешивает все эти риски.
_______________________________
Конфликт с Россией, в котором нам не победить ("The Independent", Великобритания)
Неадекватная реакция на убийство ("The Independent", Великобритания)