Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Прекращение разоружения

Россия угрожает разорвать договоры о вооружениях в Европе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На западных границах России никогда не было более спокойной обстановки. Так почему же Владимир Путин угрожает приостановить действие двух договоров или вообще выйти из них - один из которых регулирует перемещение войск, танков и тому подобной военной силы, а другой запрещает Соединенным Штатам и России владеть ядерными ракетами средней и меньшей дальности - при том, что эти договоры на протяжении двух десятилетий обеспечивали безопасность и предсказуемость обстановки в Европе?

На западных границах России никогда не было более спокойной обстановки. Так почему же Владимир Путин угрожает приостановить действие двух договоров или вообще выйти из них - один из которых регулирует перемещение войск, танков и тому подобной военной силы, а другой запрещает Соединенным Штатам и России владеть ядерными ракетами средней и меньшей дальности - при том, что эти договоры на протяжении двух десятилетий обеспечивали безопасность и предсказуемость обстановки в Европе? Три недели назад на "омаровом саммите", прошедшем в штате Мэн, г-н Путин предложил Джорджу Бушу (George Bush) сотрудничать в вопросах противоракетной обороны, которая может помочь Америке, России и Европе защититься от возможных угроз со стороны таких стран, как Иран. А теперь он снова начал махать кулаками.

Г-н Путин предупредил, что Россия через 150 дней приостановит свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе 1990 года (ДОВСЕ), которым регулируется размещение войск, танков, артиллерии и самолетов на территории от Атлантики до Урала. Россия не "отказывается от возможного диалога", мягко заявил заместитель министра иностранных дел. Поэтому приостановка действия договора все еще может быть отложена. Однако Россия хочет, чтобы сначала были ратифицированы изменения к ДОВСЕ, принятые в 1999 году, как это сделала она. В новом варианте принимается во внимание распад Советского Союза и ослабляются некоторые ограничения на размещение российских войск в ее неспокойных южных республиках, однако ни одна страна, входящая в НАТО, все еще не ратифицировала эти изменения.

Как отмечают чиновники из НАТО, причина заключается в том, что Россия еще не вывела, как обещала, все войска из Грузии (где они находятся на территории стремящейся отколоться от Грузии Абхазии) и из Молдавии (где они оказывают поддержку Приднестровью, непокорной и погруженной в беззаконие республике). На внеплановой конференции стран - участниц ДОВСЕ, созванной ранее в этом году по просьбе России, после того, как г-н Путин впервые пригрозил прекратить соблюдение Договора, НАТО предложила для решения проблемы ввести на эти территории многонациональные миротворческие контингенты, в состав которых могли бы войти и российские войска. Ожидаются дальнейшие переговоры по данному вопросу.

У России есть и другие жалобы. Она недовольна тем, что Америка, несмотря на данные ранее обещания, строит базы - которые представляют из себя, по словам американских чиновников, всего лишь учебные центры - на территории двух новых членов НАТО, Болгарии и Румынии. Россия теперь заявляет, что она оставляет за собой право разместить большее количество тяжелых вооружений у своих западных и южных границ, если НАТО направит в эти регионы свои войска.

По иронии судьбы, г-н Путин обиделся как раз тогда, когда Америка начала уменьшать количество своих войск в Европе, переводя их туда, откуда сегодня исходят более глобальные угрозы. Возможно, он решил, что может делать с ДОВСЕ то, что захочет, именно потому, что он не опасается военного ответа.

Разрыв договора о ядерных силах средней и меньшей дальности 1987 года - что российские военные неоднократно предлагали администрации Буша - может иметь более опасные последствия. Во времена конфронтации в Европе размещение Советским Союзом своих ракет СС-20 в Восточной Германии и Чехословакии, и размещение в ответ Америкой ее "Першингов" и крылатых ракет в Европе, разогрели "холодную войну" почти до точки кипения.

Этот договор запрещает обеим сверхдержавам производить и принимать на вооружение ракеты наземного базирования с дальностью полета от 500 до 5500 километров. Это было первое соглашение о сокращении ядерного оружия, а не о простом запрете его применения, и оно впервые предусматривало проведение инспекций на местах. Если Россия (и бывшая советская республика Украина) начнет снова строить такие ракеты, то в Европе может разразиться новый ракетный кризис.

Ранее в этом году г-н Путин сказал, что этот договор более не отвечает интересам России: другие страны (читайте Китай, а также Иран и другие) могут свободно производить такие ракеты. На самом деле у России достаточно другого ядерного оружия для отражения этих угроз. И хотя г-н Путин никогда напрямую не связывал свое предложение о сотрудничестве в сфере противоракетной обороны с иранской проблемой, иранские официальные лица уже высказали России свое недовольство.

Чего же на самом деле хочет г-н Путин? У российских чиновников имеется длинный список претензий: некоторые из них выдуманные (такие как заявления о том, что НАТО все больше угрожает России), некоторые реальные (такие как вызывающий сожаление отказ американского Конгресса отменить поправку Джексона-Вэника, которая увязывала вопросы торговли с Советским Союзом с правом советских граждан на свободную эмиграцию). По мнению большинства наблюдателей, Россия хочет добиться уважения к ее подпитываемой нефтедолларами мощи, так как все договоры, подвергающиеся сейчас нападкам, были подписаны тогда, когда она была слабой.

Г-н Путин также хочет, судя по всему, вбить клин между Европой и Америкой. Ему, несомненно, не хватает тех близких отношений, которые были у него с бывшим президентом Франции Жаком Шираком (Jacques Chirac) и бывшим канцлером Германии Герхардом Шредером (Gerhard Schrоеder), когда они выступали против войны в Ираке.

Однако за риторикой г-на Путина, которая иногда бывает слишком резкой, скрываются его истинные опасения, касающиеся военных вопросов. Америка и Россия больше не являются врагами, как раньше, однако администрация Буша, судя по всему, не хочет продлевать действие договора об ограничении стратегических ядерных вооружений, который истекает в 2012 году. Тем временем действие принятого ранее договора о сокращении стратегических вооружений СНВ-1 истекает в декабре 2009 года.

Ни одна из стран не хочет продолжать применять громоздкие нормы договора СНВ-1. Россия сильнее, чем чиновники г-на Буша, хочет достичь соглашения о проведении упрощенных, но более подробных проверок тех вооружений, которые обе страны согласятся учитывать. Конгресс и американское разведывательное сообщество также хотели бы, чтобы будущие сокращения вооружений осуществлялись в условиях должной прозрачности, говорит руководитель Московского Центра Карнеги Роуз Готтемюллер (Rose Gottemoeller). Однако то, что страны занимают жесткие позиции, примером чему могут служить агрессивные действия г-на Путина, делу не помогает.

____________________________________________________________

Встревоженный медведь: попробуем понять Владимира Путина ("The New York Times", США)

Москва принимает ответные меры ("The Times", Великобритания)