Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Подготовка к суровым временам

Президент Белоруссии беспокоится о будущем

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До настоящего времени правление г-на Лукашенко стояло на двух столпах: дешевые российские энергоресурсы, которые позволяли ему обеспечивать практически полную занятость населения и поддерживать на плаву экономику, и контроль над системой, которую его российский коллега Владимир Путин называет "вертикалью власти". Сейчас, когда дешевые энергоресурсы остались в прошлом, а газ дорожает и дорожает, г-ну Лукашенко больше, чем когда либо, нужна уверенность в том, что он может прочно опереться на эту вертикаль.

From the Economist Intelligence Unit

Президент Белоруссии Александр Лукашенко производит перестановки среди высокопоставленных чиновников. В то же самое время его министр энергетики прибыл в Москву для проведения переговоров о невыплаченном долге за газ в размере 500 миллионов долларов США. Эти два вопросы связаны между собой, так как дешевые энергоресурсы и сильная "вертикаль власти" составляют основу правления г-на Лукашенко. Сейчас, когда эпоха дешевых российских энергоресурсов подходит к концу, для г-на Лукашенко становится все важнее быть уверенным в том, что политическая ситуация в стране находится под его жестким контролем.

Судя по всему, Белоруссия стоит на пороге энергетического кризиса. 23 июля г-н Лукашенко уволил руководителей нефтехимического гиганта "Белнефтехим", оператора газопроводов "Белтрансгаз" и государственной Белорусской Нефтяной Компании, торгующей нефтью и нефтепродуктами. Эти трое чиновников, которых заменили соответственно руководитель аппарата правительства, региональный губернатор и заместитель руководителя Белорусской Нефтяной Компании, обвиняются президентом в неспособности предотвратить энергетический кризис в стране. В тот же день, когда г-н Лукашенко рубил головы внутри страны, министр энергетики Александр Озерец находился в Москве для обсуждения с российской газовой монополией "Газпром" ситуации с просроченным долгом в размере 500 миллионов долларов.

Время платить

Газовый долг является результатом переходного соглашения, заключенного в январе, когда "Газпром" вынудил Белоруссию платить 100 долларов США за 1000 кубических метров природного газа, что вдвое превысило цены 2006 года. (Также по условиям данного соглашения цены будут продолжать постепенно расти, чтобы к 2011 году сравняться с теми ценами, которые платят за российский газ государства Европы.) По данному переходному соглашению Белоруссии было разрешено в первой половине года платить 55 процентов от договорной цены в 100 долларов, при этом задолженность должна была быть погашена к 23 июля. Начиная с июля страна должна платить за газ полную стоимость.

Белоруссия говорит, что у нее нет возможностей для уплаты долга, отчасти в связи с тем, что Россия не торопится ответить на просьбу Белоруссии о предоставлении ей кредита в размере полутора миллиардов долларов. Газпром на данный момент отказывается идти на уступки, отмечая, что конечные пользователи с начала года покупают газ по цене 120 долларов за 1000 кубических метров, и следовательно, у страны должны быть средства для оплаты долга. Более того, "Газпром" недавно заплатил Белоруссии 625 миллионов долларов за долю акций "Белтрансгаза", которую Минск согласился продать в рамках все того же январского соглашения.

Если судить по опубликованным бюджетным данным, в бюджете Белоруссии полно денег. Однако в реальности дело может обстоять хуже. Доходы в этом году резко выросли из-за продиктованного Россией повышения экспортных пошлин на нефтепродукты. Однако 80 процентов доходов должны переводиться в Россию, поэтому на самом деле Белоруссия почти не имеет возможности платить. Что касается 625-ти миллионов долларов за "Белтрансгаз", то белорусские власти говорят, что они зарезервировали их для инвестиций.

Существует вероятность, что белорусская сторона добьется выдачи кредита в обмен на уступки в вопросе приватизации государственных предприятий, особенно в нефтехимическом секторе. Российские компании, в том числе "Газпром", заинтересованы в их покупке, однако они оценивают их гораздо ниже, чем власти Белоруссии.

Взгляд в будущее

Эти проблемы в энергетических взаимоотношениях с Россией наглядно демонстрируют коренные перемены, происходящие в экономике Белоруссии из-за договора, заключенного в январе 2007 года, и сопутствующих соглашений о торговле нефтью. В результате произошло резкое уменьшение объемов импортируемой Белоруссией сырой нефти, как сообщается, на 237 миллионов долларов. Как следствие, доходы от экспорта нефтепродуктов снизились в этом году на 205 миллионов долларов, экспорт российской сырой нефти полностью сошел на нет (в первой половине 2006 года, например, он составлял 673 тысяч тонн).

Снижение экспортных доходов в нефтяном секторе привело к резкому ухудшению торгового баланса в сфере энергоресурсов. В первой половине 2006 года, как сообщает украинский "Главред", прибыль Белоруссии от торговли энергоресурсами составила 61 миллион долларов. В этом году дефицит составил 504 миллиона долларов. В связи с увеличением стоимости импортируемых энергоресурсов трудно понять, как предприятия, занимающиеся экспортом нефти и нефтепродуктов, смогут выжить, если государство не ослабит введенные ограничения. Более того, высокие цены на энергоресурсы сделают белорусскую модель экономики нежизнеспособной. Г-н Лукашенко, может быть, сможет смягчить удар, который будет нанесен по населению рыночной стоимостью импортируемого газа, однако он не сможет сделать то же самое для белорусской промышленности. В подобной ситуации плановой экономике для продолжения существования потребуются большие перемены, в том числе, возможно, либерализация и иностранные инвестиции.

Опираясь на спецслужбы

Четким свидетельством, подтверждающим предположение о том, что г-н Лукашенко ожидает наступления сложных времен, является волна состоявшихся недавно увольнений. За неделю до увольнения руководителей "Белнефтехима", "Белтрансгаза" и Белорусской Нефтяной Компании, он освободил от занимаемых должностей руководителя белорусского КГБ и его заместителя, Степана Сухаренко и Василия Дементея. Хотят слухи, что эти изменения являются результатом давней борьбы за главенствующее положение, ведущейся КГБ и министерством внутренних дел, это мнение подтверждается тем, что новый руководитель КГБ - бывший глава службы охраны президента - был высокопоставленной фигурой в министерстве внутренних дел Белоруссии в 1990-е годы. Г-на Жадобина также поддерживает сын г-на Лукашенко Виктор, набирающий влияние при помощи секретаря Совета Безопасности Виктора Шеймана.

Эти гипотезы не противоречат широко распространенному мнению, согласно которому г-н Лукашенко делает все возможное, чтобы обеспечить себе жесткий контроль над теми институтами, которые удержат его у власти во время ожидающихся в экономике проблем. В подобном случае перестановки в КГБ имеют смысл. Увольнение руководителей энергетических компаний и ожидающаяся, по слухам, отставка всего кабинета министров предназначены на потребу обществу, а также для того, чтобы президента не обвинили в нынешнем энергическом кризисе.

До настоящего времени правление г-на Лукашенко стояло на двух столпах: дешевые российские энергоресурсы, которые позволяли ему обеспечивать практически полную занятость населения и поддерживать на плаву экономику, и контроль над системой, которую его российский коллега Владимир Путин называет "вертикалью власти". Сейчас, когда дешевые энергоресурсы остались в прошлом, а газ дорожает и дорожает, г-ну Лукашенко больше, чем когда либо, нужна уверенность в том, что он может прочно опереться на эту вертикаль.

___________________________________________________________

Жесткий нападающий ("Time", США)

Белоруссия в отчаянном положении ("The Economist", Великобритания)