Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Проводя границы на тающем льду

Несмотря на беспорядочную драку за обладание манящими арктическими богатствами, ни одна страна не может освоить этот регион в одиночку

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на тот огромный резонанс, который вызвала история с установкой российского флага, нынешний рывок в Арктику не является - в любом случае, пока - простой гонкой за выяснением "фактов на месте", которые потом можно будет подкрепить, а при необходимости и защитить военной силой. Речь в основном идет о получении юридических аргументов, которые должны быть подкреплены научными данными.

Этим летом Арктика стала прямо-таки модной туристической достопримечательностью. Группа датских исследователей только что отправилась из Норвегии в северо-западном направлении на шведском ледоколе. Одновременно с ними в экспедицию на судне береговой охраны поплыла группа американских ученых, чтобы провести картографические работы на огромном участке океанского дна.

И это полярные новости только за последнюю неделю. Ранее состоялся стремительный визит канадского премьер-министра Стивена Харпера (Stephen Harper) в поселок Резолют Бей, что на крайнем севере Канады. Он объявил о строительстве глубоководного порта и военной тренировочной базы, заявив, что "первый принцип арктического суверенитета состоит в том, что ты либо пользуешься им, либо его теряешь". Еще более захватывающим зрелищем (пусть часть показанных московским телевидением кадров на самом деле была из фильма "Титаник") стала поддержанная Кремлем экспедиция на Северный полюс, в ходе которой при помощи батискафа на океанском дне был установлен титановый российский триколор.

Как и любая другая знаменитость, которую преследует толпа, все эти арктические путешественники в один голос заявляют, что планы исследований были разработаны чуть ли не сто лет назад, и что одновременное проведение столь многочисленных полярных экспедиций это лишь совпадение и случайность. Но не верьте ни единому их слову. Это чистой воды неблаговидная и неприличная гонка на огромных просторах Арктики, нацеленная на то, чтобы застолбить и захватить все там имеющееся - лед, воду и то, что находится под ними. Но почему все это началось именно сейчас? Совершенно очевидно, что скачок цен на энергетические и сырьевые ресурсы внес свои коррективы в экономические расчеты трудоемкого процесса разведки и освоения запасов нефти, газа и минерального сырья. Постоянное таяние полярной ледовой шапки в результате глобального потепления значительно облегчает поиски ранее недоступных богатств, а также открывает новые северные морские пути, которые раньше скрывались подо льдом.

Несмотря на тот огромный резонанс, который вызвала история с установкой российского флага, нынешний рывок в Арктику не является - в любом случае, пока - простой гонкой за выяснением "фактов на месте", которые потом можно будет подкрепить, а при необходимости и защитить военной силой. Речь в основном идет о получении юридических аргументов, которые должны быть подкреплены научными данными.

Все стороны, претендующие на свой кусок Арктики, прекрасно знают положения принятой в 1982 году ООН Конвенции по морскому праву. Именно она призвана регламентировать почти все вопросы использования человеком вод Мирового океана - от рыболовства до разработки месторождений полезных ископаемых. В соответствии с положениями этой конвенции, государства могут предъявлять права на экономическую зону, расположенную от их берегов на расстоянии до 370 километров и более, если они смогут доказать, что эти районы являются продолжением их континентального шельфа. Именно такие права предъявила Россия в отношении хребта Ломоносова, который простирается от российского северного побережья до Гренландии. А начавшаяся на этой неделе скандинавская экспедиция может подтвердить претензии Дании, которая утверждает, что хребет этот связан с Гренландией, находящейся под датским суверенитетом. "Есть основания предполагать, что Северный полюс может быть отдан Дании", - именно так с оптимизмом заявляет министр науки этой страны Хельг Сандер (Helge Sander). Канадцы, со своей стороны, говорят, что хребет вполне может быть продолжением их собственного острова Элсмир.

Такая какофония аргументов может засадить юристов и географов за работу на долгие годы. Так к чему торопиться? А дело в том, что страна, намеревающаяся предъявить свои права, в соответствии с нормами морского права должна сделать это в течение десяти лет после его ратификации. Для России срок истекает в 2009 году. Канада должна представить свои основания к 2013-му, а Дания к 2014-му году.

Что касается Соединенных Штатов, то они соблюдают эту конвенцию на практике, но пока ее не ратифицировали, потому что некоторые сенаторы боятся за американский суверенитет, который может быть утрачен в результате такой ратификации. Созданные в соответствии с конвенцией регулирующие органы - Международное управление по проблемам морского дна и Международный трибунал по морскому праву - вызывают беспокойство у таких американских организаций, как фонд "Наследие" (Heritage Foundation), который боится международной бюрократии.

Такие возражение вскоре можно будет снять. Администрация Буша вместе с умеренными сенаторами-республиканцами, такими как Ричард Лугар (Richard Lugar), хочет теперь подписаться под конвенцией, чтобы затем заявить об американских правах.

Но от выдвижения правопритязаний до радости от получения прав собственности очень долгий и трудный путь, который надо пройти в соответствии с требованиями морского права. Организация, носящая название Комиссия по границам континентального шельфа, определяет, насколько обоснованны такие правопритязания, но она не обладает полномочиями по правоприменению и обеспечению исполнения судебных решений. В ответ на решение суда другой страной может быть выдвинуто встречное требование. В итоге могут понадобиться двусторонние переговоры, которые способны длиться десятилетиями. В прошлом звучали призывы более разумно подойти к разделу Арктики. Но по мере того, как богатства начинают манить все сильнее, устанавливать правила игры будет труднее и труднее. Пока единственный межправительственный орган, имеющий право голоса в регионе, это Арктический совет. Но его власть ограничена в основном природоохранными полномочиями. "Совету специально связали руки", - говорит специалист по полярным районам из канадского университета Калгари Роберт Хуберт (Rob Huebert).

Люди, которые любят Арктику не за ее богатства, а за красоту, с завистью смотрят на Антарктиду, которая тщательно поделена на части в соответствии со специальными договорами, чтобы избежать распространения "холодной войны" на юг. "Нельзя допустить, чтобы страны там начали борьбу из-за границ", - заявляет британец Джейк Морланд (Jake Moreland) - победитель недавней гонки на Северный полюс.

То, что страны не додумались до раздела Арктики, объясняется отчасти тем, что суровые климатические условиях исключали ведение там любой хозяйственной деятельности. Теперь условия изменились, хотя нынешние разговоры об арктическом Эльдорадо могут оказаться преувеличенными.

Авторство часто цитируемой цифры - что в Арктике находится 25 процентов неразведанных общемировых запасов нефти и газа - приписывается Геологическому комитету США. Работающий в нем Дон Готье (Don Gautier) отвечает на это заявлением о том, что комитет никогда не занимался систематическим изучением Арктики и не делал оценок ее богатств. Но сегодня Соединенные Штаты Америки и прочие арктические страны проводят такие исследования, и вскоре картина может проясниться.

По словам Готье, в ближайшей перспективе деятельность стран в Арктике будет в основном сводиться к освоению транспортных маршрутов, а не к поиску подводных кладовых. Но надежды моряков на быструю прибыль, как и надежды нефтяников с горняками, могут не оправдаться.

Возьмем для примера Северо-западный проход, восточный вход в который открывает Нанисвик, где, как было громко заявлено канадцами, будет построен порт. Сегодня этот путь через Канадский архипелаг судоходен лишь в короткий летний период. (Суверенитет над проходом - это один из многих нерешенных вопросов Арктики: на него претендует Канада, но США говорят, что воды эти международные.) Теоретически, если откроется весь Северо-западный проход, путь из Европы в Азию станет на 2500 миль короче. Но Лоусон Бригхэм (Lawson Brigham) из работающей на Аляске американской Комиссии по исследованию Арктики не уверен в том, что финансовая выгода будет очень большой. "Хоть кто-то проводил экономические расчеты?" - спрашивает бывший капитан береговой охраны. На самом деле, он и его коллеги-исследователи из Арктического совета проводят в данный момент некоторые расчеты. Свою оценку влияния глобального потепления на судоходство они завершат в следующем году.

Несмотря на впечатление возникшей всеобщей драки, страны и ученые продолжают сотрудничество в вопросах Арктики. Зачастую иного выбора просто не остается. В датской экспедиции, отправившейся в путь на этой неделе, шведский ледокол ведет на северо-запад более мощный российский ледокол под названием "50 лет Победы". Несмотря на канадско-датскую размолвку из-за крошечного островка Ганс, канадцы будут помогать датчанам, предоставляя им определенные данные о спорном хребте.

Отказавшись в 90-е годы от плана строительства самого большого в мире ледокола, канадцы могут также обратиться за помощью к русским, когда им в очередной раз понадобится прокладывать путь к Северному полюсу. Ведь даже те патрульные корабли, которые заказал в этом месяце господин Харпер, не идут ни в какое сравнение с русскими полярными левиафанами.

Кроме того, несмотря на обычное для Москвы славянское самолюбие, недавний арктический набег России на Северный полюс был не только русской затеей. Один из членов экипажа был швед - Фредерик Паулсен (Fredrik Paulsen), который заплатил за свой билет 3 миллиона долларов. Другим иностранцем был австралийский бизнесмен Майкл Макдауэлл (Michael McDowell). "Роль России в этой экспедиции свелась к предоставлению транспорта для богатых иностранных туристов", - жалуется Лев Саватюгин из НИИ Арктики и Антарктики. Он также скептически относится к научной ценности экспедиции, заявляя, что поднятый с поверхности океанского дна галечник мало что дает для изучения долгосрочных геологических сдвигов. Копать надо глубже, и некоторые русские уже занялись этим.

На сегодня тот факт, что ни одна страна не в состоянии покорить Арктику в одиночку, может вызвать облегчение. В тот момент, когда над плавучими льдинами эхом звучат националистические претензии и встречные требования, неподатливость этого сурового региона вынуждает его будущих покорителей мирно уживаться друг с другом.

_____________________________________________________________

Если среди нас и есть 'территориальный хищник', то это не США, а Россия ("The Wall Street Journal", США)

Большая арктическая нефтяная лихорадка ("The New York Times", США)