From The Economist print edition
Нурсултан Назарбаев должен быть очень доволен. За 18 лет пребывания на посту руководителя Казахстана и за 16 лет постсоветской независимости он сумел скрутить свою политическую систему так, что она стала замкнутым кругом. После выборов в парламент, состоявшихся 18 августа, его страна снова стала однопартийным государством. Авторитарный г-н Назарбаев, возглавляющий одержавшую победу партию "Нур Отан" (Свет Отечества), снова стал бесспорным лидером, причем с дополнительным бонусом: номинально его страна считается демократической.
"Нур Отан" завоевала в Мажилисе - нижней палате парламента - все 98 мест, за которые велась борьба на выборах, получив 88 процентов голосов. Ни одна из шести других партий, участвовавших в выборах, в том числе партия "Ак жол" (Светлый путь) и оппозиционная Общенациональная социал-демократическая партия, не смогла преодолеть 7-процентный барьер, необходимый для попадания в парламент. Оппозиция говорит о нарушениях и намеревается оспорить результаты выборов в суде. Однако до настоящего времени Казахстан не славился верховенством закона и оппозиция, если судить по событиям прошлого, не добьется каких-либо успехов. Социал-демократы, ожидавшие на основании опросов общественного мнения получить около 20 процентов голосов, сказали, что они подадут заявку на проведение митинга в конце августа, отметив при этом, что они не выйдут на улицы без получения официального разрешения.
По данным Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), наблюдавшей за выборами, некоторые международные стандарты не были соблюдены. Подсчет голосов проходил с нарушениями примерно на 40 процентах избирательных участков, посещенных наблюдателями. Однако эти выборы "продвигают Казахстан вперед на пути превращения в демократическую страну". Тем не менее один чиновник ОБСЕ, Любомир Копай, добавил, что он "никогда не видел демократическую страну с одной партией в парламенте". Но г-н Назарбаев радостно провозгласил, что выборы в целом были признаны как первые свободные и справедливые выборы в истории Казахстана.
Оценка, данная ОБСЕ этим выборам, состоявшимся на два года раньше срока, чтобы могли вступить в действие конституционные изменения, принятые в мае этого года, имеет важное значение для вызывающей множество споров заявки Казахстана на председательствование в этой организации в 2009 году. Хотя Казахстан, несомненно, является не самым лучшим кандидатом на эту роль, г-н Назарбаев страстно желает получить международное признание, которое она может принести. После интенсивного лоббирования среди 55 стран-членов ОБСЕ лишь американцы и англичане стоят на пути решения, которое будет приниматься в декабре этого года.
В любом случае, демократия по-казахски будет находиться под пристальным наблюдением соседних центральноазиатских республик. Даже Россия может оказаться подверженной ее влиянию. Поправки к конституции дают 67-летнему г-ну Назарбаеву право после окончания его нынешнего президентского срока в 2012 году избираться на пост президента столько раз, сколько он захочет. Он может быть президентом пожизненно. В интервью российскому телевидению г-н Назарбаев призвал президента России Владимира Путина, который должен уйти со своего поста следующей весной, проигнорировать мнение заграницы и пойти на еще один срок. Президент должен делать для своего народа и страны самое лучшее, сказал он. Председатель российской избирательной комиссии Владимир Чуров незамедлительно ответил в одной российской газете, что "Назарбаев является политиком международного уровня, к словам которого необходимо прислушиваться".
___________________________________________________________
Не совсем образцовая демократия ("The Independent", Великобритания)
Выборы в Казахстане: шаг вперед ("The Washington Times", США)