From The Economist print edition
В какой-то момент на этой неделе масса народу рванулась в интернет искать биографию и фото Виктора Зубкова - и это было нелегко. После любой перетряски правительства у окружающих возникают вполне понятные вопросы, но прямо скажем - нечасто они начинаются с 'кто-кто?'
Однако 12 сентября, когда президент России Владимир Путин объявил, что Михаил Фрадков, совершенно нехаризматично возглавлявший правительство в течение трех с половиной лет, уходит в отставку, а на его место приходит Зубков, именно этот вопрос звучал гораздо громче остальных.
Первый и явно недостаточный ответ на него звучит примерно так: 'Интересующая Вас личность - которую на выходных должна утвердить в должности нижняя палата парламента, Государственная Дума - бывший директор колхоза. В 90-е годы работал вместе с Путиным с Санкт-Петербурге, в настоящее время возглавляет правительственное агентство по борьбе с финансовыми преступлениями'.
Однако есть и ответ более глубокий. Выбор Виктора Зубкова в качестве нового премьера - это очередной этап византийских маневров Кремля, в результате которых определится имя того, кому Путин в марте следующего года, когда истечет его второй президентский срок, передаст власть. Кремлеведы дружно предсказывали, что перетряски в правительстве будут в сентябре именно из-за того, что до парламентских выборов остается три месяца, а до президентских - шесть. Ведь никакого особенного правительственного кризиса в стране не наблюдается, а Фрадков, ранее занимавшийся торговыми переговорами, в качестве премьер-министра являл собой образец послушания Путину. В отличие от Зубкова, он имеет в своей биографии эпизод, практически стопроцентно указывающий на работу в спецслужбах, но неприметный Зубков вряд ли окажется сделан из другого премьерского теста.
Так что перестановки в кабинете министров гораздо правильнее рассматривать в качестве очередного этапа селекционного процесса, известного как 'Операция 'Преемник''. Наблюдатели считали, что в положенное время Фрадков уступит место одному из тех, кого Путин публично выдвигает в возможные преемники. Это лощеный ветеран КГБ, бывший министр обороны, а ныне первый заместитель премьер-министра Сергей Иванов и более интеллигентный юрист Дмитрий Медведев - глава 'Газпрома' и ответственный за путинские 'особые проекты'.
На выборных должностях ни Иванов, ни Медведев до этого никогда не были, однако объединенными усилиями всех государственных СМИ России они за короткое время превратились в наиболее известных, после самого Путина, политиков страны. Спекуляции относительно того, на кого из них в конце концов укажет Путин, принимают настолько лихорадочный характер, что даже газета 'Ведомости', обычно весьма хорошо информированная, утром 12 сентября взорвала московское информационное поле статьей, в которой, ссылаясь на анонимный источник, предсказала, что Фрадкова заменит именно Иванов.
В статье говорилось: как только Иванова назначат премьером, тут и сказочке конец - тогда он точно станет следующим президентом России. Все оппозиционные по отношению к Кремлю силы уже наголову разгромлены - да и в любом случае российские избиратели, у которых рейтинг Путина составляет 80 процентов, не могут не уважать его выбор. Однако прецедент есть прецедент, а, как известно, Путин сам был назначен Ельциным на пост премьера, будучи никому не известным бывшим подполковником КГБ, в августе 1999 года, а в конце того же года принял от Ельцина и президентскую власть.
С учетом всего вышесказанного, неожиданное возвышение Зубкова можно рассматривать с трех разных точек зрения. Возможно, Путин просто хочет, чтобы весь мир и дальше гадал, кто из двух основных кандидатов станет единственным. Еще возможно, что у него на уме совершенно другая кандидатура в преемники - или Фрадков, или, что было бы еще более удивительно, сам Зубков. Также вероятно, что Путин просто сам еще не определился с кандидатурой.
- Это не решение, а способ отложить окончательное решение на потом, - заключает политолог Юлия Латынина.
Некоторые аналитики высказывают и четвертую версию: может быть, Путин закладывает основы своего третьего срока после марта 2008 года - ведь конституцию, ограничивающую президента двумя сроками подряд, можно обойти. Один из способов - выставить на выборы 'чучело президента', которое их выиграет, через некоторое время уйдет в отставку, будут назначены досрочные выборы, и Путин триумфально вернется в свое кресло. Также не исключено, что полномочия президента передадут обладателю какого-нибудь другого поста.
- Мне кажется, Путин все равно останется у власти, с выборами или без них, - считает Евгений Волк, специалист из консервативного американского аналитического центра Heritage Foundation. - В России есть мощные силы, которым нужно, чтобы он остался.
Однако больше похоже на правду мнение Маши Липман из Московского центра Карнеги (Carnegie Moscow Center). По ее словам, предсказания нынешних кремлеведов не надежнее, чем пророчества их предшественников, часами изучавших расстановку членов Политбюро по фотографиям военных парадов на Красной площади.
- Мы занимаемся расшифровкой сигналов, идущих сверху. Процесс принятия решений полностью непрозрачен и подчеркивает отделение государства от общества, - утверждает она.
Правда, непохоже, что Путина - как и его кандидата в преемники - это сильно беспокоит.
______________________________________________
And who is Viktor Zubkov? ("The Wall Street Journal", США)
Неожиданная игра Путина ("Time", США)
И все это, как говорят в России, 'ne sluchaino' ("France Culture", Франция)