Убийство еще одного члена парламента Ливана* - седьмого по счету антисирийского политика со времени гибели в феврале 2005 года бывшего премьер-министра Рафика Харири - поставило Ливан на грань катастрофы. И она грозит быть более разрушительной, чем гражданская война 1975-90 годов. На карту поставлено существование страны как единого независимого государства. Пропасть между анти- и просирийскими блоками сегодня непреодолима.
Что касается новой гражданской войны, то она уже является частью реальности. Как можно говорить о нормальной жизни, если министров и проправительственных депутатов убивают, само правительство находится в большей изоляции, нежели в Ираке, а остающиеся в живых члены парламента попрятались? Ливан находится в состоянии войны с самим собой. Сколько еще потребуется времени на то, чтобы это состояние переросло во всеобщий вооруженный конфликт, никто не знает. Было бы наивно предположить, что убийство Антуана Ганема будет последним. Антисирийское большинство в парламенте сейчас совсем ничтожно. Те, кто стоит за этим и последними убийствами, очевидно, полны решимости свалить правительство Фуада Синьоры путем физического уничтожения парламентского большинства, на которое оно опирается.
Не может быть сомнений в том, что планируются и будут совершены попытки новых покушений. Если это произойдет, и ливанское правительство не удержится, а на смену ему придет просирийский кабинет министров, это вызовет волну ответного насилия - против 'Хезболлы', шиитов, просирийски настроенных политических деятелей. Открытая война стучится в двери.
Утверждения Сирии о том, что она не имеет никакого отношения к убийству Антуана Ганема и других, могут соответствовать действительности. Вполне возможно, что эти убийства носят внутренний характер - дело рук просирийских элементов в Ливане, желающих вернуть себе власть. Безусловно, есть и такие, кто не желает, чтобы на место Эмиля Лахуда пришел новый президент. Возможно даже, что за этими убийствами стоит Израиль, заинтересованный в дестабилизации ситуации и в том, чтобы выставить Сирию в роли злодея. Возможно, но мало вероятно. Он многое потеряет, если к власти в Бейруте придет просирийское правительство, главную роль в котором будет играть 'Хезболла'.
Проблема в том, что мало кто верит в невиновность Сирии. Они задают вопрос: 'Кому это выгодно?' И после каждого убийства приходят к одному и тому же ответу - Дамаску и его клиентуре в Ливане. Это на многие годы вперед лишает Сирию возможности играть в Ливане роль, приемлемую для ливанцев. Большинство их хотят для своей страны полного суверенитета без какого бы то ни было вмешательства с чей-либо стороны - будь то Сирия, Израиль, Иран, Америка или кто-то еще. Мечта, преданная забвению взрывами начиненных взрывчаткой машин.
По мере сгущения черных туч над Ливаном еще большая опасность грозит региону. Связь Сирии с Ираном, Ирана с 'Хезболлой', рост напряженности вокруг предполагаемых ядерных амбиций Ирана таят в себе угрозу возникновения цепной реакции. Израильский удар по иранским ядерным объектам, американское нападение на Иран, сирийское нападение на Израиль, новые убийства в Ливане - одно может потянуть за собой другое. Температура на Ближнем Востоке - на его северной дуге - быстро накаляется, и она близка к точке взрыва.
Перевод: П. Давыдов