Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Цирк, фарс, трагедия или триллер со все более мрачным сюжетом - оценки польской политики зависят от ваших политических пристрастий. Сварливое коалиционное правительство, созданное партией 'Право и справедливость' с двумя неприглядными мелкими партиями, продержалось год. 21 октября правящую партию ждут новые выборы. И, несмотря на неутешительные итоги своего правления, она, скорее всего, победит

From The Economist print edition

Избирательная кампания правящей партии идет неплохо. Это тревожит.

Цирк, фарс, трагедия или триллер со все более мрачным сюжетом - оценки польской политики зависят от ваших политических пристрастий. Сварливое коалиционное правительство, созданное партией 'Право и справедливость' с двумя неприглядными мелкими партиями, продержалось год. 21 октября правящую партию ждут новые выборы. И, несмотря на неутешительные итоги своего правления, она, скорее всего, победит.

Нетрудно изобразить 'ПиС' сборищем некомпетентных провинциалов, помешавшихся на исторических обидах и ничего не понимающих в современном мире. Стабильный экономический рост маскирует неблагополучие государственного бюджета, до неприличия неэффективную бюрократию, плохие дороги и не отвечающие современным требованиям школы. Пока 'ПиС' сделал слишком мало для того, чтобы это исправить. Кроме того, лидер партии и премьер-министр страны Ярослав Качиньский и его брат-близнец Лех вдохновляют злопамятную и непредсказуемую внешнюю политику, повергающую в отчаяние даже дружественно настроенные европейские страны.

Наибольшую тревогу вызывает размывание границ между политикой и общественными институтами. Странно, что заангажированный политический назначенец Антоний Мацеревич (Antoni Macierewicz) руководит военной контрразведкой, но еще более странно, что он замещает парламент. 'Утром Мацеревич может читать в своем кабинете расшифровки наших разговоров, а днем в штаб-квартире 'ПиС' рассказывать о наших планах', - говорит один из лидеров оппозиции. Вернее, записывает свои слова на бумажку, опасаясь жучков, которые, по его словам, установлены у него дома.

Многим действует на нервы и поведение ретивого министра юстиции Збигнева Зебро (Zbigniew Ziobro). Судя по тому, как он любит сообщать о расследованиях и арестах на пресс-конференциях, и с каким энтузиазмом насылает прокуроров на своих политических оппонентов, он не испытывает особого почтения к разделению властей и нормам отправления правосудия.

Сторонники 'ПиС' категорически возражают против такой трактовки. Атмосферу страха создают истеричные СМИ, а не правительство, - говорит партийный стратег Адам Белян (Adam Bielan). 'ПиС' победил на выборах 2005 г., пообещав разбить 'уклад', сеть из бывших шпионов, коррумпированных бизнесменов и лиц, приближенных к власти, которые после 1989 г. занимали в Польше ведущие посты. Бескомпромиссность Зебро меняет эту атмосферу; протестуют те, кому есть, чего бояться. Это говорит о том, что борьба с коррупцией приносит плоды. Более прочный мандат избирателей позволит 'ПиС' закончить начатое.

В чем-то он прав. В свое время нечестность стала в Польше нормой. В последние годы спецслужбы часто выходили из-под политического контроля, а их ветераны на удивление ловко находили себе выгодные ниши в бизнесе. Но Ярославу Качиньскому еще только предстоит доказать, что 'уклад' так коварен, как он утверждает. Результатом расследования Мацеревичем деятельности WSI, ликвидированной военно-разведывательной службы, стал лишь предварительный отчет, не позволяющий сделать окончательные выводы. Теперь ожидается его дополненная версия.

Более того, лекарство, прописанное 'ПиС' может оказаться хуже, чем сама болезнь. Польше нужны сильные, политически нейтральные институты и более открытая экономика с ослабленным контролем государства. К этому не приведут чистки в рядах чиновников и замена подозрительных лиц партийными ставленниками. А политическое злоупотребление разведывательными службами не сделает их нисколько чище. Охота за ведьмами может привести к параличу правительства, при котором никто не захочет принимать решения, опасаясь быть обвиненным в коррупции, если что-то пойдет не так.

Заявления о том, что польская демократия в опасности, преувеличены. Но 'ПиС' не ослабил эти страхи своим тенденциозным подходом к СМИ. По всей видимости, правительство воспользовалось административным ресурсом для того, чтобы частный канал уволил своего 'звездного' ведущего Томаша Лиса (Tomasz Lis), резкого критика правительства. Лис переносит свое шоу в Интернет.

Оптимисты надеются на то, что, победив, 'ПиС' успокоится и сосредоточится на повседневной управленческой работе. Но его исторический ревизионизм в сочетании с презрением к конституции и приравниванием оппозиции к предательству попахивает Кремлем Владимира Путина. Ярослав Качиньский считает аналогии с российским президентом абсурдными и оскорбительными. Но он мог бы делать больше для того, что их не проводили.

________________________________________

Черная дыра на месте советской империи ("Rzeczpospolita", Польша)

Дупломатия четвертой Речи Посполитой ("Przeglad", Польша)

IV раздел Польши ("Wprost", Польша)

О Польше в России забывают ("Przeglad", Польша)