Владимир Путин - осторожный и скрытный политик, поэтому о том, каким образом он хочет остаться у руля РФ, можно лишь предполагать.
За несколько месяцев до марта 2008 года, когда россияне должны будут сделать свой очередной выбор, становится понятным то, что ничего ровным счетом непонятно.
Неясно, каким образом российский президент собирается контролировать власть после президентских выборов, на какой позиции в российском политическом истеблишменте окажется, и насколько эффективны будут рычаги, при помощи которых он "останется".
Принимая во внимание большой опыт работы Путина в спецслужбах, трудно спрогнозировать, какие перемены ждут политическое поле. А то, что перемены грядут, понятно даже непосвященному. Аналитики в один голос утверждают, что Путин останется близко к власти. Однако, есть большие сомнения в этой конкретно взятой версии. Почему? Путину близость к новой политической элите не нужна. Скорее всего, наличие в ней людей, которым он доверяет. При такой конфигурации нынешнему президенту России нет никакого смысла находиться рядом с будущим президентом.
Чтобы понять Путина важно отслеживать то, что он говорит, и еще важнее, КАК он говорит. Поэтому не случайно для анализа я хочу взять стенограмму беседы президента России с участниками Международного дискуссионного клуба "Валдай", которая состоялась 14 сентября в Сочи.
Путин тогда подробно говорил о своем видении будущего страны, и ее места в мировом сообществе. В частности, он отметил: "Мы должны быть полноценной, уважающей себя и умеющей постоять за свои интересы, но договороспособной страной и удобным партнером для всех участников международного общения".
По сути, это и есть краеугольный камень политики, которую вел Путин все время правления. Чтобы создать самодостаточную Россию, ему пришлось сконцентрировать материальные ресурсы в "Газпроме" и других нефтяных компаниях страны. Он это сделал, даже понимая, что зависимость страны от одного или нескольких хозяйствующих субъектов опасна. Сконцентрировав ресурсы, он одновременно выстроил сильный механизм контроля над ресурсами.
Можно с разной степенью иронии относиться к государственному капитализму, выстроенному Путиным, но не признать эффективности схемы тоже нельзя. Концентрация ресурсов и вывод олигархов из сферы политики позволили России стабилизировать ситуацию в стране и, пользуясь благоприятной коньюнктурой на мировых рынках нефти, существенно нарастить капитализацию страны.
Демократия по-путински
Под словом "демократия" разные страны понимают разные вещи. К примеру, США очень озабочены миссионерством. Американцы считают, что являются носителями демократических ценностей, и потому имеют право прививать демократию там, где им заблагорассудится. В Европе "демократия" и "политическая импотенция" - понятия довольно близкие.
Ратуя за демократию и права человека, европейцы в отличие от американцев, редко прибегают к силовым инструментам давления на недемократические, по их понятиям, страны. Именно данное обстоятельство, когда идеологические установки не подкреплены реальной силой, и называют "политической импотенцией".
Демократия по Путину выглядит весьма оригинально. Как заявил на дискуссии в "Валдае" российский президент, "суверенитет - это очень дорогая вещь и на сегодняшний день, можно сказать, эксклюзивная. Но Россия - такая страна, которая не может существовать без защиты своего суверенитета. Она будет либо независимой и суверенной, либо ее вообще не будет".
Категоричность, с какой сделано это заявление, характеризует Путина как политика. В свое время ныне покойный Борис Ельцин также отметился некоторыми категоричными высказываниями, однако различие бросается в глаза. Если Ельцин только говорил в категоричной форме, то Путин не только говорит, но и последовательно осуществляет озвученное. По сути, опасения США по поводу того, что Россия не туда идет, имеет в своей корневой основе тактику поведения Путина: он слишком независим и дал понять Америке, что с Россией можно договариваться, однако не стоит пытаться ею управлять.
Не будем показывать пальцем
Путин считает любые попытки Европы указать России истинный путь к демократии, как своего рода спекуляции на демократии. "Конечно, мы видим и попытки использовать демократическую лексику для того, чтобы повлиять на нашу внутреннюю и внешнюю политику", - констатировал он, сообщив западным экспертам, что это вредно, поскольку "подрывает доверие к самим институтам и принципам демократии".
Российский президент дает понять Западу, что не приемлет тона нравоучений. Поэтому, какой бы актуальный вопрос не поднимался в Брюсселе, будь то Чечня или убийство Политковской, Москва, по мнению Путина, будет исходить из своих ощущений и реакций. Считая себя вполне адекватной и предсказуемой, Россия не спешит прислушиваться к тому, о чем говорит Евросоюз. Таким образом, российский президент развивает идею пересмотра ценностей в демократических институтах Запада. И исходит из постулата, что Россия знает, что такое демократия и какого рода демократия нужна стране.
"Мы будем вести дискуссию со своими партнерами, - продолжил Путин, - они, надеюсь, тоже когда-нибудь поймут, что если им что-то нужно от России, то нужно говорить по существу, субстантивно, а не пытаться на нас надавить". Нет ничего удивительного в том, что суверенную демократию российский лидер понимает через призму государственности. Государственность, в свою очередь, означает то, что по всем вопросам мирового устройства Россия имела, имеет, и будет иметь свою точку зрения.
Путин призывает Европу к откровенности и прямоте и отдает себе отчет в том, что европейская политика, основанная на абсолютном компромиссе и консенсусе, не всегда эффективна, а подходы к принципам демократии не всегда адекватны сегодняшним вызовам.
Внутренний двор
Достойна уважения позиция Путина по вопросу третьего срока в должности президента. Еще год назад он заявил о том, что Конституция России не будет переделана под одного человека только для того, чтобы он остался у власти. В принципе, Путин повторит путь, который проделал в свое время Ельцин. Первый президент независимой России добровольно отказался от поста в пользу Путина. Нынешний президент пойдет дальше: он пробудет на этом посту весь срок, и уйдет после президентских выборов. Это весьма важно для страны в плане привития демократических ценностей - смены главы государства через механизм выборов.
В свою очередь, Путин уверен, что "нет никакого другого стабилизирующего страну инструмента, кроме как демократия и многопартийная система". "Мы не можем строить будущее России, - продолжил он в ходе дискуссии в клубе "Валдай", - связывая судьбу многомиллионной страны с одним человеком либо с группой лиц".
Причем, демократию и многопартийную систему Россия понимает по-своему. По замыслу Путина, демократия есть власть народа. Здесь нет никакого противоречия с тем, как это понятие трактуется во всем остальном мире. Различия - в инструментах достижения конечной цели и условиях ее внедрения в отдельно взятой стране.
Российский президент полагает, что обеспечение демократии и стабильность в обществе - понятия взаимоувязанные. Если одним рычагом стабильности, в частности, в сфере экономики, является "Газпром", то рычагом стабильности в сфере политической Путин считает многопартийную систему, в структуре которой будет одна политическая сила. По версии российского лидера - это "Единая Россия".
Однако в схеме есть свои плюсы и минусы. Безусловно, управляемые партия и Государственная Дума необходимы Путину для того, чтобы сохранить контроль над страной в краткосрочной перспективе. Они будут обеспечивать инструменты воздействия нынешнего президента на страну после марта 2008 года. Но и минусов предостаточно. Как бы ни воспринимал благо для страны Путин, это, по большому счету, его субъективное мнение, причем, никакого отношения к борьбе мнений и усилению конкуренции в политике не имеющие.
Разумеется, появление в стране безоговорочно лидирующей партии, как бы она ни называлась, момент для России негативный. Отсутствие конкуренции порождает чувство большой уверенности. Последнее постепенно переходит в веру, что путь к истине лежит в голове людей, которой данной партией управляют. И со временем появляется необходимость укреплять власть до той поры, пока конкуренция полностью не исчезнет. Так, обычно, и начинаются автократии:
Путин и "Единая Россия"
Отдельная история о том, как создавалась сила, способная обеспечить будущее Путина и сохранить статус-кво после его ухода. "Мы создали реальную базу развития страны, правовую базу. Сделали мы это, конечно, опираясь на ведущую политическую силу в парламенте, - говорил в ходе дискуссии в клубе "Валдай" российский президент, - на "Единую Россию".
Путин считает необходимым условием то, чтобы партия сохранилась в качестве ведущей силы. И собирался поддержать ее на парламентских выборах. "У меня есть разные варианты, - обещал он, - я выберу какой-то один из них, из этих вариантов - менее жесткий, более жесткий, но, конечно, какая-то поддержка будет".
Сейчас уже понятно, что Путин выбрал более жесткий вид поддержки "Единой России". На съезде партии он согласился стать номером один в партийном списке на федеральном уровне. В данной связи в российской прессе появилось множество версий следующих шагов Путина. Но, постараемся, абстрагируясь от них, сами представить несколько версий дальнейших событий. Еще раз отметим, что на сегодняшний день абсолютно непонятно какой именно сценарий выберет российский президент.
Еще во время беседы в дискуссионном клубе "Валдай" Путин однозначно заявил, что главную роль в государстве будет играть не парламент с партиями, а президент. "В среднесрочной исторической перспективе Россия будет нуждаться в сильной президентской власти", - утверждал он.
Чтобы понять, насколько искренен Путин в своих высказываниях, нужно оглянуться назад и попробовать понять, что он делал на посту президента России. Все действия Путина-президента были направлены на создание сильной президентской власти в стране. В этом он добился, наверное, самых больших успехов. Сильная вертикаль власти стабилизировала положение в экономике, чем и обусловлен рост уровня жизни россиян. Конечно, сегодня трудно сказать, что случилось бы с Россией, будь ситуация на ресурсных рынках не столь благоприятной. Но, как говорится, сделанного не воротишь, и глубоко в голове рядовых россиян сидит мысль о том, что Путин - освободитель. Он освободил россиян от нестабильности, бардака и проблем с невыплатой заработной платы.
Версия премьерства
Чтобы оценить возможность варианта "президент Зубков-премьер Путин", необходимо понять, нужен ли такой вариант самому Путину. В случае осуществления такого плана ни для кого не будет секретом очевидное: Зубков несамостоятелен, страной управляет Путин, естественно, схема "слабый президент-сильный премьер" заставит, в конечном счете, переписать Конституцию. А сделать это придется, чтобы де-факто признать полномочия премьера.
Дело даже не в том, что такой путь слишком длинен, с непонятными перспективами и туманными целями. Дело - в другом. В том, что Путин не принимает идеи слабого президента. "Ну какая может быть парламентская республика при отсутствии нормальных политических партий? - задавался вопросом в ходе дискуссии Путин. И продолжил, "это будет хаос. Даже в условиях развитой, сложившейся многопартийной системы мы видим сбои".
У Путина не вызывают энтузиазма идеи "дуализма власти" и подобные им - т.е. схемы, при которых реальная власть остается у него, а новый президент становится декоративной фигурой. "Я не заинтересован в том, чтобы президент России был слабым. Я этого не хочу", - заявил Путин.
Поэтому можно резюмировать, что такая схема, хоть и возможна, однако имеет минимальные шансы воплотиться в реальность.
Версия двоевластия
Есть также версия, что президентом России будет избран Сергей Иванов, а премьерское место достанется Путину. Можно также предположить, что назначение Иванова министром обороны было сделано Путиным сознательно. Мол, пусть наберется военной выучки, закалит характер, в должности главы государства это может пригодиться. Но достаточно присмотреться к личности Иванова, и становится понятным - роль послушного исполнителя чужой воли не для него.
Схема "сильный президент-сильный премьер", несмотря на всю свою привлекательность, не будет способствовать стабильности в России. "Моя цель заключается в том, - говорил в ходе дискуссии Путин, - чтобы власть в России была стабильной". Исходя из этого принципа, можно оценить вероятность анализируемого сценария. Двоевластие в исторической ретроспективе никогда не приносило пользу стране, способствовало смуте и всевозможным потрясениям. Нынешний президент уже не раз заявлял, что не был сторонником размытых форм управления. Поэтому вероятность и этой версии можно оценить в 4 балла по десятибалльной шкале.
Версия 2012
Вполне может так случиться, что, получив вотум доверия в ходе парламентских выборов в России, Путин добровольно сойдет с политической арены, чтобы вернуться на нее в 2012 году. Конечно, минусов такого решения достаточно много. Путин может потерять контроль над будущим президентом, потерять нити управления страной, в конце концов, оказаться в политическом забвении. То, что он уйдет в марте 2008 года, уже не вызывает сомнений. Свой уход с поста Путин воспринимает как прецедент для развития демократических ценностей в стране. Когда в ходе дискуссии Путина прямо спросили уйдет ли он, президент ответил: "Правы и те, кто говорит, что я уйду, и другие, кто говорит, что останусь".
Уйти Путин намерен с поста президента, когда истечет отмеренный Конституцией срок. А остаться он собирается в России и в российской политике. "Я не собираюсь исчезать вообще куда-то. Я не собираюсь эмигрировать на постоянное место жительства в другую страну. Я люблю свою страну, я русский. Я ощущаю свою связь со страной. Я остро переживаю любые проблемы, связанные с рядовым гражданином. Я никогда не забываю, что был жителем коммунальной квартиры в Ленинграде", - объяснил президент.
"Я пока точно для себя не решил, чем буду заниматься", - уверяет Путин. Но он точно знает, что авторитет и влияние останутся при нем. "Я не собираюсь им спекулировать, этим влиянием, гипертрофировать его значение, но оно будет", - понимает президент.
Притом речь явно не идет о занятии неких государственных постов. "В нашем обществе всегда сила морального влияния на общество была выше, чем должностное положение или портфель того или другого человека", - так Путин видит ситуацию.
Еще одним подтверждением, что президент в России будет не только сильным, но одновременно убежденным сторонником Путина, говорят и другие его высказывания. Путин внятно и логично изложил: "Я сделаю все, что от меня зависит, чтобы обеспечить и его (президента России) самостоятельность, и его эффективность. Я ведь работал все эти годы для того, чтобы Россия была сильной. Россия не может быть сильной при слабой власти президента. Я не собираюсь своими собственными руками сводить к нулю все, что было сделано за последние годы".
Неудивительно, что сильный президент-сторонник Путина сможет в течение срока своего правления сохранить стратегический вектор развития страны, и в 2012 году Путин вернется в Россию, которая будет мало чем отличаться от сегодняшней. Разве что станет экономически сильнее, централизованнее, с жесткой вертикалью власти и предсказуемым управлением.
Версия 2012 soft
Рокировка в политической иерархии может быть весьма существенной и на сегодняшний день невидимой. Зубкова в качестве президента вполне можно принять, правда, за исключением премьерства Путина.
Только в случае, если Зубков останется в одиночестве, он на самом деле способен стать сильным президентом. В тот самый момент, когда Зубков будет президентом России, Путин будет занимать должность, к примеру, председателя правления Северобалтийского трубопровода, председателя правления "Газпрома" или иную существенную должность в экономическом блоке правительства. При такой схеме, преемственность власти можно сохранить.
Удивительно и то, что недавно в итоговой новостной программе на Первом канале, первый заместитель премьера Дмитрий Медведев уже публично озвучил свою президентскую программу. В принципе, вопрос касался цены российского газа для Украины, однако беседа ведущего программы и Медведева мягко перетекла в сферу управления страной. Если свою предвыборную президентскую платформу Медведев изложил по согласованию с Путиным, то можно заметить, что шансы первого заместителя премьера поднялись довольно высоко. Во-первых, Медведев довольно молод, амбициозен, честолюбив и полон энергии продолжить дело Путина. В том, что он человек нынешнего президента, сомнений нет. Во-вторых, Зубков довольно много потеряет, если в период до марта 2008 года успехи в экономике будут не соответствовать ставкам, которые сделал Путин. Хотя, стоит отметить и то, что Путин в выборе между Медведевым и Зубковым, вполне может предпочесть опыт амбициям.
Зубков однозначно не будет мешать осуществлению плана Путина, ибо чужд амбиций и честолюбия. Медведев в роли президента станет со временем головной болью Путина. Конечно, поначалу Медведев будет прислушиваться к Путину, но со временем захочет стать самостоятельным, а по возрасту он способен занять президентский пост и на два срока.
Так что из троицы претендентов Зубков-Медведев-Иванов, на сегодняшний день наиболее удобным вариантом является именно первый. "Человек порядочный, уравновешенный и, если хотите, мудрый", - таким считает Зубкова президент.
Путин даже одобрил ответ, данный Зубковым журналистам на вопрос о возможности его участия в президентских выборах: "Он не сказал: "Я буду баллотироваться" - он не исключает такой возможности. Думаю, что это взвешенный, спокойный ответ".
_____________________________________________________
За кулисами театра марионеток ("Tygodnik Powszechny", Польша)
Российские психологические игры ("The American Spectator", США)