From Economist.com
Демагоги давно облюбовали старый театр Лондонской школы экономики. Здесь пламенные студенческие ораторы оттачивали свою риторику прежде, чем пойти на работу в инвестиционные банки; здесь массы, клеймя диктатуру, прогоняли со сцены незадачливых выступающих.
Этот зал славится плохой вентиляцией. В воздухе стоит запах мокрой одежды (тесные помещения ЛШЭ не позволяют устроить удобный гардероб), а в тех ораторов, которых аудитория сочла занудами, летят бумажные самолетики. Однажды с галерки к потолку поднялся огромный надутый презерватив, приведя в замешательство известного своими любовными похождениями политика, который пытался произнести речь о приватизации.
В 1980 г., когда автор этих строк попал сюда студентом последнего курса, горячей темой были советские зверства в стране и за рубежом. С одной стороны политического спектра были страстные антикоммунисты, к которым вскоре присоединились поляки, бежавшие от военного положения. Они осуждали преследования советских евреев, собирали подписи за чехословацкую Хартию-77 и прославляли возрождение Запада при Рональде Рейгане и Маргарет Тэтчер.
На другом краю были спартакисты - странная группа троцкистов-марксистов (да-да, именно так), у которых были, в частности, такие лозунги, как 'Бомбы рабочих - бомбы мира! Бомбы капиталистов - бомбы войны' и 'Разгроми НАТО, защити Советский Союз!'
Несколько менее безумным подходом полезных идиотов Кремля было противопоставление каждому советскому преступлению реального или воображаемого западного. Иными словами, это был принцип 'на себя посмотри': 'Так вы против интервенции СССР в странах Восточной Европы? А что вы скажете о действиях Америки против никарагуанских сандинистов?' 'Положение советских евреев вас тревожит? А как же черные в Южной Африке?'
Поэтому вечерние дебаты о гибели свободы прессы в России (в ходе которых ваш покорный слуга поддерживал обвинение) создали ощущение дежавю. Два российских журналиста, отстаивавших позицию защиты, сосредоточились не на плюсах и минусах российского закона о противодействии экстремизму, а на недостатках британских СМИ, связанных с их поверхностностью, двойными стандартами и рабской покорностью политическим и коммерческим хозяевам. Как смеем мы критиковать российские государственные телеканалы после того, как Би-би-си столько раз самым постыдным образом поддавалась на давление правительства? Разве освещение газетами убийства Литвиненко не было смесью из преувеличений, непонимания и лицемерия?
Что же, может, и было. Но дебаты были посвящены России. Недостатки британской прессы являются предметом широкой дискуссии, в которой не последнюю роль играют ее же журналисты; хотя почти все время она совершает ошибки, эти ошибки не исправляются на еженедельных заседаниях на Даунинг-стрит, 10, когда помощник премьер-министра излагает линию, которой нужно придерживаться в ближайшие дни.
Пристрастие советских пропагандистов к принципу 'на себя посмотри' породило целую серию политических анекдотов. Например: Звонок на (вымышленное) армянское радио: 'Какова средняя зарплата американского рабочего?' Долгая пауза (ответ мог быть не в пользу самопровозглашенного рая для рабочих, где на самом деле было много работы и никакого рая). Наконец, звучит ответ: 'у них линчуют негров'. К концу 1980-х годов одна эта насмешливая броская фраза характеризовала всю велеречивость советской пропагандистской машины.
И все же подход 'на себя посмотри' нашел горячий отклик в сердцах некоторых участников. Студент из Пакистана страстно осуждал демократию, называя ее фарсом. Некий малайзиец восхвалял Кремль за то, что он способен бросить вызов Америке. Бородатый британец предсказуемо вопрошал: 'Кто мы такие, чтобы судить?'
Другие, в том числе (судя по акценту) русские, которых в тот вечер было немало, возражали, осуждая линию Кремля и оплакивая плюрализм СМИ (не то же самое, что свобода, но тоже полезная штука), потерянный с окончанием ельцинской эпохи. Большинство выступавших не называли своих имен. 'За нами следит посольство', - позже объяснил один из них. От перемены мест слагаемых...
__________________________
Смотрите, кто лезет в постель к Путину! ("The Guardian", Великобритания)
BBCRussian.com: "Мы были невинным дурачьем, полезными идиотами, как нас называл Ленин"