From Economist.com
Вторник
Пять лет назад никто не назвал бы Лондон городом экспертов по России. Сегодня их официальные и неофициальные встречи происходят так часто, что если вы критик Кремля, то можете рассчитывать на неограниченный доступ к кофе и печенью, а если вы его союзник, то получаете икру и шампанское.
Тема утреннего семинара, на котором недавно выступал ваш корреспондент, звучала так: 'Что делать Западу с возрождающейся Россией?'. Наиболее вероятный ответ: 'ничего'. Но старые ястребы 'холодной войны' обнаружили, что их клювы и когти, некогда объявленные анахронизмом, вновь вошли в моду. На полном серьезе обсуждаются идеи, которые могли показаться дикими всего пару лет назад: приостановить членство России в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), не пускать 'Кремль Инкорпорейтед' на западные рынки капитала, покончить с фарсом саммитов 'большой восьмерки', ужесточить визовую политику и так далее.
Один из видных экспертов консервативной партии по внешней политике выбрал на этой встрече другую линию, провозгласив идею большой сделки. Запад должен дать России гарантированное право голоса по вопросу будущего Украины и Грузии (по образцу послевоенного нейтралитета Австрии) в обмен на сотрудничеству по иранскому вопросу. Однако он не воспользовался словом 'умиротворение'.
'Британские консерваторы работают на Кремль, или они просто глупы?' - несколько часов спустя на вечернем семинаре в Таллине разгорелась живая дискуссия с участием озабоченных специалистов по России. - Довольно вредоносны эти комплексы британских консерваторов относительно Европейского Союза, - мрачно объяснял один высокопоставленный чиновник. Но теперь они собираются назначить главой ПАСЕ бывшего человека КГБ.
Если аббревиатура ПАСЕ вызывает у вас ассоциации с английским словом 'pace' (темп), то напрасно. О каких темпах может идти речь, когда эта говорильня имеет для будущего континента еще меньшее значение, чем Европейский парламент? Но звучит она внушительно, и пост председателя даст Кремлю великолепную возможность обличать Европу за ее лицемерие, надменность, слабость, атлантизм, жадность, злокозненность и, вообще, нежелание продолжать конструктивный, разумный и бескорыстный курс бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера.
Причина столь странного поведения британских тори кроется, главным образом, в фобиях, которые у них вызывает сотрудничество с континентальными христианскими демократами (все они, как известно, опасные федералисты). В Европейском парламенте тори вступили в брак по расчету с христианскими демократами, образовав Европейскую народную партию. Главная причина, по которой тори не выходят из этого альянса, - это привилегии, которые они потеряли бы, оставшись в одиночестве.
Если вы более милосердны, то можете назвать еще одну причину: неловкость, которую некоторые из них, возможно, испытывают, сидя рядом с психами и лентяями, представляющими в парламенте крайне правые силы. Но в ПАСЕ у них более богатый выбор. Там тори участвуют в группе правых партий 'Европейские демократы', крупнейшая из которых - 'Единая Россия'. Избирательный список этой партии на декабрьских выборах в парламент возглавляет Владимир Путин.
Председатель ПАСЕ обычно назначается по принципу ротации среди партий (да, честно). Сейчас настала очередь 'Европейских демократов'. Это отличная новость для Михаила Маргелова, кандидата от группы. Бывший преподаватель иностранных языков в школе КГБ, блестяще владеющий английским и арабским, он является внушительным представителем Кремля на любом международном форуме. Его вероятная победа - не очень хорошая новость для балтийских государств и Грузии, которые уже ощутили себя на острие российских пропагандистских (и не только) атак.
Зимний таллинский вечер показался собравшимся шведам, финнам, прибалтам и русским эмигрантам еще более мрачным, когда они услышали об утреннем семинаре в Лондоне. 'Поддержит ли британское правительство нашу заявку на вступление в НАТО, если русские будут против?', - раздался жалобный голос представителя нейтральной страны. Ведь заключая большие сделки, можно войти во вкус. После этого собравшиеся перешли к обсуждению деталей и выявили сходство между подходом русских и саудовцев, субсидирующих союзников и нейтрализующих критиков. Были названы имена, но английские законы о клевете запрещают их публиковать.
__________________________________
Демократия победила, правда, с трудом ("The Economist", Великобритания)
Полезные идиоты Кремля ("The Economist", Великобритания)
Проблема под названием 'Россия' ("Stratfor", США)