From Economist.com
Мрачная история восточноевропейской политики выглядит следующим образом. До политиков не достучаться, а избирателям все равно; давление, оказываемое извне, можно просто игнорировать; реформы тормозятся или откатываются назад. Подобное происходило во многих странах - новых членах Европейского Союза и в странах, стоящих в очереди на вступление. Подобное происходит сейчас и в Грузии.
Однако на самом деле тенденции стали другими: избиратели все больше недовольны своими бездеятельными, авторитарными или коррумпированными властями. В прошлом месяце польские избиратели провалили на выборах бездушную и некомпетентную партию "Право и справедливость", продемонстрировав, что они не такие уж циничные и апатичные, как о них думают.
Считающиеся пассивными латыши успешно защитили одну из сильнейших независимых организаций страны, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией. Дружественно настроенное по отношению к бизнесу коалиционное правительство премьер-министра Айгара Калвитиса (Aigars Kalvitis) попыталось уволить директора Бюро Алексея Лоскутова, якобы за банальные нарушения в бухгалтерской отчетности. Реальной причиной, судя по всему, является успех Бюро в расследовании нарушений, совершенных при финансировании избирательной кампании, к которым, по мнению представителей Бюро, оказалась причастной партия г-на Калвитиса.
Оказанное г-ном Калвитисом давление вызвало самые крупные со дня гибели Советского Союза демонстрации. К одной из них довольно неожиданно присоединился и президент страны Валдис Затлерс (Valdis Zatlers), заявивший, что правительство должно в ближайшем будущем уйти в отставку.
Теперь г-н Калвитис говорит, что он уйдет, и отменил отстранение г-на Лоскутова от должности. Каким бы ни был исход этого дела, те дни, когда латвийской политикой управляла кучка магнатов, у каждого из которых была собственная карманная политическая партия, похоже, заканчиваются.
Хотя суровые меры, примененные в Грузии против демонстрантов, говорят о вызывающей глубокое разочарование ошибочной оценке ситуации высшим руководством страны, сама ситуация вызывает некоторую надежду.
Демонстрации оппозиции, прошедшие в последние несколько недель, были, возможно, частично профинансированы и поддержаны из-за рубежа, и иногда они выглядели глупо и истерично - например, когда звучали призывы к возврату монархии.
Однако некоторая часть недовольства имела под собой реальные основания. Благоприятные последствия экономического бума ощутила на себе очень небольшая часть населения. Высшие слои чиновничества, судя по всему, ощущали свою безнаказанность. Было бы действительно тревожно, если бы личная популярность и власть Михаила Саакашвили привели к тому, что никто не обращал бы внимания на недостатки. То, что граждане Грузии решили что-то в связи с этим сделать, является признаком укрепления в стране гражданского общества.
Протесты против чрезвычайного положения означают похвальную обеспокоенность общества, которую Запад должен поддерживать, а не игнорировать. В Грузии и на Украине истинным наследием революций, осуществленных против коррумпированных авторитарных властей, являются не цветы, которые вскоре увядают, а те процессы, которые укрепляют и обогащают основы демократии. Ничего похожего не было видно в мрачные дни правления предшественника г-на Саакашвили Эдуарда Шеварднадзе. То, что он мог подкупить и отодвинуть в сторону любую оппозицию, было печальной чертой неразвитой грузинской демократии.
Бороться с правительством - это одно. Быть ему альтернативой - другое. Не похоже, что грузинская оппозиция может создать достойное доверия правительство. Возможно, на данном этапе ее роль заключается в том, чтобы подтолкнуть действующее правительство к более достойному поведению, а не в том, чтобы отнять у него власть.
Латвийская оппозиция состоит из выступающей за свободный рынок партии, возглавляемой эксцентричным Эйнарсом Репше (Einars Repse) (прозванным "марсианином"), и пророссийской организацией, которую многие латыши считают марионеткой Кремля. Что касается Польши, то пока еще рано говорить, продемонстрирует ли правительство партии "Гражданская платформа" проницательность, компетентность и неподкупность, или же потерпит неудачу, как предыдущее правительство.
Наибольшее беспокойство вызывает вопрос о роли денег. Как может политическая система той или иной бедной страны оставаться честной и открытой, когда некоторые из ее участников являются миллиардерами? Как показывает неспособность Западной Европы устоять перед некоторыми соблазнами Кремля, очень трудно сохранять честность и активную общественную позицию, когда вам предлагают огромные взятки.
___________________________________________________________
Совет Грузии - как держаться курса на демократию ("The Financial Times", Великобритания)
Подъем России заставляет Прибалтику волноваться ("The New York Times", США)