From The Economist print edition
Выборы, как подразумевает само это слово, должны предлагать некий выбор. Однако у российских избирателей нет реального выбора среди кандидатов, которые 2 декабря будут избираться в Государственную Думу. Поэтому эти выборы нельзя назвать настоящими, и их результаты, по большому счету, не будут иметь никакого значения. Благодаря авторитарной власти, государственной монополии на выходящие в эфир средства массовой информации, притеснениям и арестам даже незначительных представителей протестующей оппозиции, прокремлевская партия "Единая Россия", возглавляемая теперь президентом Владимиром Путиным, одержит победу со значительным преимуществом. Горстку мест благодаря былым заслугам получит Коммунистическая партия. Может быть, еще какая-нибудь партия сможет преодолеть 7-процентный барьер и попасть в Думу.
Это не демократия, это трагикомичный фарс, и данный факт необходимо признать. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе была права, вообще отказавшись направлять в Россию наблюдателей в ответ на попытку России сократить количество допускаемых на выборы наблюдателей с 400 в 2003 году до всего 70 в этот раз. Было бы хорошо, если бы парламентарии из ОБСЕ и Совета Европы тоже решили не ехать в Россию. В нынешнем климате жестокого отношения к любой оппозиции нет никаких шансов на то, что эти выборы (или президентские выборы, запланированные на начало марта будущего года) будут свободными и честными. Присутствие каких-либо иностранных наблюдателей может быть использовано Москвой для придания сфальсифицированным результатам достоверного вида.
Самое странное в жестком поведении Кремля заключается в том, что в нем практически нет необходимости. Результатам опросов общественного мнения, проводимых в России в эти дни, вряд ли можно доверять, но все признаки указывают на то, что г-н Путин действительно пользуется популярностью у рядовых избирателей. Россиянам нравится та стабильность и повышение уровня жизни, которые наблюдаются в последние восемь лет благодаря доходам от продажи нефти. Им безразлична либеральная оппозиция, которая у них ассоциируется с хаосом, бедностью и появлением олигархов, что наблюдалось в 1990-е годы во время правления Бориса Ельцина. Большинство россиян хотят, чтобы г-н Путин остался на посту президента, когда в марте будущего года истечет его второй и последний (по конституции) срок на этом посту.
Это и объясняет в значительной степени поведение Кремля в последнее время. В России, как в парламентской кампании, так и за ее пределами, происходит не политическое соперничество, а борьба между различными группами за то, как г-ну Путину сохранить власть, и кто будет его преемником. Как обычно, Москва полнится слухами и сплетнями на эти темы. На данном этапе нельзя исключать никаких вариантов, хотя кажется маловероятным, что г-н Путин пойдет на изменение конституции, чтобы получить возможность остаться на третий срок. Более вероятным является вариант, при котором он станет премьер-министром и поставит на пост президента верную марионетку (может быть, последнего премьер-министра Виктора Зубкова), который будет президентом до тех пор, пока г-н Путин не найдет способ вернуть себе эту высшую должность.
Опасная неясность, которая всегда сопутствует передаче власти в таких авторитарных странах, какой становится Россия, во многом объясняет, почему высказывания власти отличаются заметной антизападной направленностью. Г-н Путин строго осудил своих оппонентов за то, что они берут деньги у иностранцев. Он обвинил Запад в открытом вмешательстве в избирательный процесс. Что еще более смешно, на этой неделе он обвинил американцев в том, что ОБСЕ решила не направлять в Россию наблюдателей за выборами, заявив, что это был заговор, направленный на дискредитацию выборов. На самом деле, нападки на иностранцев являются легким способом повышения своей популярности среди националистов.
Как Запад должен ответить на все это? Любой ответ должен начинаться с признания того, что влияние Запада на внутреннюю политику России, скорее всего, всегда будет невелико. В любом случае реальная политика требует поддержания некоторых политических отношений с Россией, каким бы неприятным ни было ее правительство. Россия будет продолжать играть важную роль на международной арене в таких вопросах, как контроль над вооружениями, Иран, Северная Корея, Косово, кроме того, она является крупнейшим поставщиком энергоресурсов в Европу.
Однако будет ошибочным считать отсутствие у Запада рычагов влияния на Россию и необходимость ведения переговоров с нею основанием для того, чтобы молчать и ничего не делать относительно ее движения в сторону автократии. Хорошее отношение к российским лидерам на протяжении последних восьми лет не заставило их более внимательно относиться к интересам Запада. При этом по г-ну Путину видно, что, несмотря на все его жесткие высказывания в отношении иностранцев, он страстно желает добиться международного уважения.
Но он не должен его получить. Западные политические лидеры должны без колебаний осудить организацию и проведение запланированных на предстоящие выходные выборов. Они должны исключить "избранных" российских депутатов из парламентской ассамблеи Совета Европы, которая считается демократическим образованием. И конечно, давно пришло время пересмотреть членство России в "большой восьмерке" богатых демократических стран. Если эти фиктивные выборы не получат осуждения, это только дискредитирует Запад и приведет в уныние тех отважных россиян, которые все еще питают надежду на демократическое будущее.
______________________________________________________________
Путинский клан и его план ("The Financial Times", Великобритания)
Путинские 'шакалы' ("The Wall Street Journal", США)