Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вступление в клуб

Нарушитель становится арбитром

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Четыре года интенсивной дипломатии принесли свои плоды 30 ноября, когда Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе приняла на заседании в Мадриде решение передать в 2010 году кресло председателя Казахстану. С момента принятия этого решения народ Казахстана стал свидетелем неоднократных восторженных заявлений своих обычно сдержанных лидеров. Государственный секретарь Казахстана Канат Саудабаев объявил это выдающееся достижение заслугой чрезвычайной мудрости казахского народа, избравшего в 1991 году "воистину посланного Богом Нурсалтана Назарбаева" своим президентом.

From The Economist print edition

Четыре года интенсивной дипломатии принесли свои плоды 30 ноября, когда Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе приняла на заседании в Мадриде решение передать в 2010 году кресло председателя Казахстану. С момента принятия этого решения народ Казахстана стал свидетелем неоднократных восторженных заявлений своих обычно сдержанных лидеров. Государственный секретарь Казахстана Канат Саудабаев объявил это выдающееся достижение заслугой чрезвычайной мудрости казахского народа, избравшего в 1991 году "воистину посланного Богом Нурсалтана Назарбаева" своим президентом.

Такое почтение по отношению к авторитарному лидеру Казахстана является одним из фактором, объясняющих его политическое долголетие. Однако вряд ли можно ожидать услышать подобные слова в стране, которая собирается возглавить насчитывающую 56 членов организацию, следящую за соблюдением прав человека и за выборами. Правозащитная организация Human Rights Watch заявила, что выбор Казахстана в качестве председателя ОБСЕ подрывает правозащитные принципы этой организации.

Более того, ОБСЕ до настоящего времени не назвала ни одни из проходивших в Казахстане выборы свободными и справедливыми. Однако руководство Казахстана пообещало поддерживать и укреплять принципы Организации, как сказал г-н Саудабаев, "от Ванкувера до Владивостока". Казахстан станет первый республикой бывшего Советского Союза, занявшей место председателя ОБСЕ. По словам независимого политолога Досыма Сатпаева, недостатки Казахстана в сфере соблюдения прав человека и демократии были перевешены геополитическими расчетами и надеждами на энергетическое сотрудничество с богатой нефтью страной.

Г-н Сатпаев говорит, что отказ в предоставлении Казахстану долгожданного статуса может негативно настроить его лидеров и подтолкнуть их к сближению с Китаем, с которым Казахстан уже связан участием в Шанхайской организации сотрудничества, или к еще большему сближению с Россией, являющейся главным сторонником Казахстана в руководящих органах ОБСЕ. Председательство в ОБСЕ стало ценой, которую пришлось заплатить для сохранения хороших отношений Казахстана с Западом и для умиротворения России, которая уже ведет с Америкой споры из-за направления дальнейшей деятельности ОБСЕ.

Что бы ни произошло за кулисами мадридской встречи, политическая элита Казахстана пребывает в восторге от того, что, по ее мнению, страна воспринимается на мировой арене как равный партнер благодаря ее демократическим и рыночным реформам. Как бы то ни было, министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин подчеркнул, что Казахстану придется серьезно потрудиться, если он собирается соответствовать высоким требованиям ОБСЕ. Он пообещал, что к 2010 году в стране будет изменено избирательное законодательство, и что средства массовой информации станут более свободными. Теперь, когда Казахстан станет объектом более пристального международного внимания, у оппозиции может появиться шанс стать услышанной. Но даже в этом случае, отмечает г-н Сатпаев, "ОБСЕ одержала тактическую победу, но проиграла стратегически".

___________________________________________________________

Структура времен 'холодной войны', утратившая ориентиры ("The International Herald Tribune", США)

Казахстан: дефицит возвращается ("The Economist", Великобритания)