From The Economist print edition
Владимир Путин любит удивлять публику. Однако на этот раз он превзошел самого себя, удивив публику тем, в чем нет ничего удивительного. Дмитрий Медведев, 42-летний юрист, выбранный г-ном Путиным на роль следующего президента России, всегда был фаворитом в этой гонке. То, что г-н Путин может стать при нем премьер-министром, также всплыло два месяца назад. Тем не менее, никто не ожидал, что Путин просто сделает то, о чем говорил.
Президент впервые указал на г-на Медведева как на будущего преемника в ноябре 2005, назначив избегавшего публичности главу кремлевской администрации заместителем премьер-министра, отвечающим за социальные проекты и распоряжающимся миллиардами долларов. На следующий же день г-н Медведев произнес первую большую речь, в которой пообещал простым россиянам лучшую жизнь. Спустя год, после его выступления на Мировом экономическом форуме в Давосе, его хотели видеть президентом 35% россиян. 'Здесь родился будущий президент России', - написал кто-то на двери бывшего дома г-на Медведева в Санкт-Петербурге.
Однако, тут г-н Путин, как и полагается бывшему офицеру КГБ, начал запутывать следы. Он назначил другого КГБ-шника - министра обороны Сергея Иванова, на ту же должность что и Медведева. Количество упоминаний г-на Иванова по телевизору сразу же взлетело вверх, и вскоре уже 37 % россиян говорили, что готовы за него проголосовать. Образ г-на Иванов лучше гармонировал с путинским антизападным бряцанием саблями. Однако в тот же день, когда крупнейшая российская газета уже назвала г-на Иванова будущим премьером, г-н Путин опять всех удивил, неожиданно назначив на этот пост малоизвестного Виктора Зубкова. Следующим сюрпризом для публики стало согласие Путина возглавить список прокремлевской партии 'Единая Россия' на парламентских выборах 2 декабря. Более того, он намекнул, что убедительная победа партии может соблазнить его на то, чтобы стать премьер-министром, возможно, при покладистом г-не Зубкове в качестве президента.
Тем временем, борьба кремлевских группировок начала выходить из под контроля, и г-н Путин решил вернуться к исходному плану, согласно которому президентом должен был стать г-н Медведев. На фоне происходящего, это вызвало одновременно удивление и облегчение. За словами г-на Путина о врагах народа, избиениями и арестами демонстрантов последовало заключение в тюрьму известного своим либерализмом заместителя министра финансов. В таких обстоятельствах вкрадчивый специалист по гражданскому праву казался неплохим выбором, умиротворяющим общество. По сравнению с г-ном Ивановым и г-ном Зубковым он выглядел либералом. Многие считали, что все могло бы быть намного хуже. Канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel), ранее неодобрительно отозвавшаяся о российских парламентских выборах, позвонила в Москву, чтобы сообщить, что она готова работать с г-ном Медведевым. Однако, может так случиться, что работать ей вовсе придется не с ним. На следующий день последовал финальный сюрприз: г-н Медведев пригласил г-на Путина стать его премьер-министром.
Следует признать, что г-н Медведев - не независимый политик, а продолжение г-на Путина. Он родом из одного с Путиным города - Санкт-Петербурга, изучал право в том же самом университете, работал с ним вместе в петербургской мэрии, и все время оставался его верным помощником. В Москве он руководил избирательной кампанией г-на Путина и возглавлял газовый гигант 'Газпром'. Он был руководителем администрации г-на Путина и его consigliere (ит. 'советник', в сицилийской мафии помощник и консультант главы 'семьи'. В английский язык слово вошло благодаря книге М. Пьюзо 'Крестный отец' и снятому по ней фильму. - прим. пер.) по правовым вопросам. Он на 13 лет младше, на несколько дюймов меньше ростом и не столь уверен в себе.
Г-н Медведев не принадлежит к клану 'силовиков', бывших сотрудников спецслужб, контролирующих столь многое в путинской России. Он принадлежит к тому классу, который когда-то был советской интеллигенцией, и больше интересуется бизнесом, чем ракетами. Он не поддержал арест Михаила Ходорковского, олигарха, бросившего вызов г-ну Путину, и даже поставил под сомнение правильность действий прокуратуры. Он не подписался и под кремлевской концепцией 'суверенной демократии', заявив, что демократия не нуждается в определениях.
Тем не менее, Андрей Илларионов, бывший советник Путина, ставший одним из самых яростных его критиков, считает, что называть г-на Медведева либералом глупо. Когда г-н Медведев был главой кремлевской администрации, он запрещал своим подчиненным общаться с прессой. Г-н Илларионов, часто нарушавший этот запрет, получил за это выговор. Опасность, по мнению г-на Илларионова, состоит в том, что он может пытаться компенсировать отсутствие у себя опыта работы в спецслужбах.
Если у г-на Медведева есть либеральные наклонности, лучший способ продемонстрировать их - это провести свободные и справедливые президентские выборы. Однако пока он в основном играет роль Путина-2. На следующий день после своего помазания в наследники, г-н Медведев выступил с телевизионным обращением. Копируя интонации и даже голос г-на Путина, он читал с телесуфлера: 'Считаю принципиально важным для нашей страны сохранить на важнейшей должности в исполнительной власти - должности председателя правительства Российской Федерации - Владимира Владимировича Путина'.
Кремль уверяет, что командная игра премьер-министра Путина и президента Медведева может гарантировать стабильность и создать базу для продолжения либеральных реформ. Г-н Путин намекает, что в дальнейшем многие государственные компании будут - раньше или позже - приватизированы. До сих пор, этот процесс больше напоминал не либеральные реформы, передел собственности.
Что касается самого г-на Путина, он пока, по-видимому, не определился. Если он станет премьер-министром, трудно представить себе, что он будет отчитываться перед г-ном Медведевым. Как бы то ни было, г-н Путин будет оставаться и более могущественным и более популярным, чем его протеже. По российской конституции, президент контролирует армию и спецслужбы, но это нетрудно изменить парламентским голосованием. При любом раскладе, маловероятно, что г-н Путин расстанется с властью. У него в запасе может оказаться еще немало сюрпризов, вплоть до возрождения некогда шумного проекта союза с Белоруссией, который может позволить г-ну Путину сохранить пост президента.
Махинации Кремля доказывают одну простую истину: созданная г-ном Путиным авторитарная система не допускает спокойного перехода власти от одной элиты к другой. По мнению политолога Кирилла Рогова, выборы, в демократическом обществе служащие для смены власти, в России стали механизмом для ее сохранения.
Это разрушает величайшее достижение недолговечной и несовершенной демократии времен Бориса Ельцина - мирную передачу президентских полномочий. То, каким образом г-н Ельцин в декабре 1999-го года передал свой пост Владимиру Путину, далеко от идеала. Но он, по крайней мере, ушел от власти и позволил другому возглавить страну. Г-н Путин выглядит неспособным повторить это. Вместо этого, ради того, чтобы сохранить власть он готов подорвать институт сильного президентства, который сам же и помогал создавать.
Несмотря на все разговоры о стабильности, Россия сейчас во многом менее стабильна, чем раньше. Г-ну Путину повезло с нефтяным бумом, наполнившим государственную казну и подстегнувшим экономический рост. Но основа экономики не была диверсифицирована и реструктурирована. Инфляция выражается двузначным числом, цены на газ и электричество для населения вскоре придется поднять и общемировая экономическая перспектива все мрачней и мрачней. Однако главной опасностью для России остается политика.
В России традиционно есть только один центр власти - Кремль. За всю ее историю был только один сильный премьер-министр при слабом главе государства. Сто лет назад, премьер-министром при царе Николае II был Петр Столыпин. Он безжалостно расправлялся с политическими противниками, мешавшими его реформам, которые должны были превратить Россию в ведущую державу Европы. Его лозунгом было: 'дайте нам двадцать лет спокойствия: и вы не узнаете Россию'. Однако все закончилось плохо: Столыпин был убит, Николай II казнен большевиками и Россия на 73 года скатилась в коммунизм.
_____________________________
Самое важное, что нужно знать о Дмитрии Медведеве ... ("The Wall Street Journal", США)
Либерализм Медведева - хорошая новость для Запада ("The Financial Times", Великобритания)
Демократические корни путинского избранника ("The Washington Post", США)