Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Правила клуба

Организуйте, сотрудничайте, развивайте - и будьте начеку

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия жаждет вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития со штаб-квартирой в Париже - клуб, состоящий, главным образом, из старых богатых стран, который очень хочет расшириться и продолжать играть важную роль в мировой экономике, центр тяжести которой перемещается на юг и восток

From Economist.com

Россия жаждет вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития со штаб-квартирой в Париже - клуб, состоящий, главным образом, из старых богатых стран, который очень хочет расшириться и продолжать играть важную роль в мировой экономике, центр тяжести которой перемещается на юг и восток.

На днях Польша сняла свои возражения относительно заявки России, и ОСЭР согласилась начать переговоры. Вопрос теперь в том, сможет ли Россия поднять свои стандарты до требуемых уровней прозрачности и эффективного управления. Что произойдет, если она не сможет - ОЭСР закроет на это глаза или переговоры о вступлении потерпят фиаско?

Свою первую заявку Россия подала в 1996 г., когда она была экономически несостоятельной. Теперь это огромная, хотя не совсем здоровая экономика, ВВП которой превышает триллион долларов. Но это еще не входной билет в организацию: Китай и Индия не состоят в ОЭСР, хотя она сотрудничает с ними в другом формате.

После окончания 'холодной войны' ОЭСР стала эксклюзивным клубом демократических стран, богатых или почти богатых. В настоящее время начинаются переговоры еще с четырьмя странами - Чили, Эстонией, Израилем и Словенией - которые легко соответствуют этому определению, и, скорее всего, вступят довольно скоро. Россия - совсем другой вопрос - как в том, что касается соответствия строгим техническим требованиям 'дорожной карты' выполнения стандартов ОЭСР, так и в более широком плане 'сходства во мнениях'.

Этот вопрос уже вызвал споры. Поддерживающие Россию страны - прежде всего, Германия и Франция - считают, что взаимодействие важнее более тонких вопросов честности ОЭСР. Другие страны - к числу которых относятся, в частности, Швеция, Британия и Америка - испытывают сомнения.

Такие скептики указывают на последствия поведения России в других многосторонних организациях: она парализовала работу Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, превратив некогда энергичную организацию по продвижению демократии в стерильную говорильню. Она дискредитировала Совет Европы, призванный стоять на страже прав человека.

Россия хозяйничает и в Европейском банке реконструкции и развития (хотя даже его передернуло, когда на прошлой неделе оказалось, что партнер банка в создаваемом фонде венчурного капитала - на самом деле, корпоративный рейдер, поддерживаемый Кремлем). В 1998 г. оптимизм (или самообман) привел Россию в 'большую семерку'. Оглядываясь назад, мало кто признает, что это был мудрый шаг.

Если Россия вступит в ОЭСР, создавая лишь видимость реформ, то возникнет серьезная проблема: хищническая деятельность государства и другие формы беззаконного капитализма не ограничены пределами России. Если ОЭСР потеряет способность лаять и кусать, то развитый мир лишится своего лучшего сторожевого пса, незаменимого в решении проблем глобальной важности, включая отмывание денег, взяточничество, корпоративное управление и реформу бюрократии.

Случится ли это? ОЭСР действует на основании консенсуса, поэтому будет нужно убедить все 30 входящих в ее состав государств в том, что Россия действительно изменилась. Теоретически, это хорошая мера предосторожности. Но политическое давление, особенно, когда его осуществляют большие страны, может сравнять с землей самые скалистые горы.

Обычной тактикой Кремля является вывод практических вопросов на более высокий уровень в том случае, если политические или коммерческие соображения затмевают все остальное. Поздравив Владимира Путина с официально провозглашенной победой его партии на выборах, президент Франции Николя Саркози разрушил и без того слабую единую позицию стран ЕС по критике вопиющих недостатков парламентских выборов в России. То, что несколько дней спустя французский автоконцерн Renault подписал в России выгодное соглашение, было, несомненно, чистым совпадением.

Опасность в том, что политизируются и переговоры о вступлении России. Объективные, практические вопросы об изъянах, возмещении ущерба и фактах могут быть включены в политическую повестку дня и неожиданно появляться в совершенно других областях. Поэтому государствам-членам ОЭСР нужно не терять бдительности и решимости при рассмотрении заявки России. Увы, это не те слова, которые приходят на ум, когда размышляешь о подходе, который Запад применял в отношении России до сих пор.

__________________________________________

Структура времен 'холодной войны', утратившая ориентиры ("The International Herald Tribune", США)