From Economist.com
Насколько хорошо чувствует себя Восточная Европа в эпоху, когда весь мир начинает сталкиваться с проблемами? На первый взгляд, плохо. На макроуровне в регионе наблюдается вызывающий беспокойство дисбаланс, за прошедшее десятилетие так и не были осуществлены реформы одеревенелого государственного управления, закостеневшего высшего образования и перегруженной инфраструктуры.
Одна лишь Словения - выступающая в наилегчайшем весе - перешла на евро. Надежды, связанные с ожидаем того, что и другие страны вскоре сделают евро своей валютой, тают. Экономические спады в богатых государствах мира оказали огромное влияние на бывшие коммунистические страны. В 2001 году, например, рост валового внутреннего продукта десяти стран, ставших позднее новыми членами Европейского Союза, уменьшился на 2 процента.
Новый доклад лондонской консалтинговой компании Capital Economics полностью посвящен этому вопросу. Первый вывод заключается в том, что хотя экономики стран региона сильно зависят от экспорта (его доля в валовом внутреннем продукте, например, Словакии, доходит до 76 процентов), они хорошо защищены от какого бы то ни было спада в Соединенных Штатах. Экспорт в зону евро варьируется от 40 процентов ВВП в Словакии до 7 процентов в Латвии. Экспорт в Америку исчисляется однозначными цифрами - обычно 1-2 процента.
Даже если рост в старой Европе в новом году составит всего 2 процента, говорится в докладе, в десяти новых странах Евросоюза рост составит минимум 4 процента. Это может показаться серьезным провалом по сравнению с показателем 2007 года, который, как ожидается, составит около 6,5 процентов, однако этот результат все равно можно назвать уважительным. В Венгрии, Чехии и Польше рост, вероятно, будет выражаться двузначными цифрами. Объем иностранных инвестиций в регионе с 2000 года составил 350 миллиардов долларов США, что стало мощным двигателем современного бизнеса в странах, до сих пор отличающихся привлекательными ценами и политической стабильностью и расположенных вблизи от богатых рыночных стран.
Помогает данному региону и Россия. Благодаря экономическому буму, вызванному главным образом высокими доходами от продажи энергоресурсов - хотя и не только ими - Россия поглощает огромное количество потребительских товаров и инвестиций. Один триллион долларов США, которые планируется инвестировать в ближайшие десять лет в рамках государственной инвестиционной программы, может быть и будет преимущественно украден или растрачен. Однако доходы тех иностранных подрядчиков, языковые и культурные особенности которых помогают им действовать в российской бизнес-среде, будут высокими.
Есть и такие факторы, которые могут бросить тень на эти безоблачные перспективы. Во-первых, спад в еврозоне затронет и страны Восточной Европы, особенно Венгрию, экономика которой в третьем квартале прошлого года выросла всего на 0,9 процента. Второй фактор - инфляция, из-за которой центральные банки могут оказаться вынуждены понизить процентные ставки (это не относится к тем странам, которые поддерживают фиксированный курс своей валюты и полностью привязывают ее к какой-либо иностранной валюте).
Третьим и вызывающим наибольшее беспокойство фактором являются огромные текущие дефициты торговых балансов, особенно в Прибалтике и в некоторых балканских странах. Однако пока иностранные банки будут продолжать поддерживать свои местные дочерние предприятия, последствия торгового дефицита будут для этих компаний не особо разрушительными (за исключением, может быть, торговцев недвижимостью). Ходившие в конце прошлого года нелепые слухи о девальвации и кредитном кризисе в регионе это подтвердили.
Самый серьезный вопрос имеет политический, а не экономический, характер. Ни в одной стране региона экономическая политика не подкрепляется политической хваткой и сплоченностью власти. Правительство премьер-министра Венгрии Ференца Дюрчаня (Ferenc Gyurcsany) добилось значительных успехов в спасении государственной финансовой системы от краха, однако оно так и не осуществило реформ в государственном секторе. В большинстве других стран власти тоже только лишь наблюдают за ситуацией.
Исключением можно назвать Польшу. Хотя новое правительство руководит страной всего 100 дней, бизнесу, судя по всему, нравится то, что он видит. Международный рейтинг перспективных для бизнеса стран, составленный аудиторской компанией Grant Thornton, показывает растущий оптимизм польских бизнесменов, которые являются самыми уверенными предпринимателями во всей Европе. По уровню уверенности в своей стране их опережают лишь бизнесмены из пяти азиатских стран. Это внушает оптимизм - хотя данная уверенность может быть вызвана в первую очередь разочарованием, связанным с коррумпированностью и недееспособностью прошлой власти, а не оптимизмом в отношении нынешнего правительства страны.
___________________________________________________________
Уступите дорогу тихой сверхдержаве ("Newsweek", США)
В Восточной Европе поднимает голову новый консерватизм ("The International Herald Tribune", США)