Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сербия по-прежнему злится

Предстоящие в эти выходные президентские выборы в Сербии будут иметь важнейшее значение для будущего региона

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда в ноябре в Хорватии проходили выборы, их назвали первой за 20 лет избирательной кампанией, в ходе которой электорат мог быть уверен в том, что победитель не остановит движение страны в сторону Евросоюза. Судя по озлобленным спорам последних недель, народ Сербии, который будет голосовать за президента 20 января, может только позавидовать своим соседям.

Когда в ноябре в Хорватии проходили выборы, их назвали первой за 20 лет избирательной кампанией, в ходе которой электорат мог быть уверен в том, что победитель не остановит движение страны в сторону Евросоюза. Судя по озлобленным спорам последних недель, народ Сербии, который будет голосовать за президента 20 января, может только позавидовать своим соседям.

Серьезных кандидатов двое. Это действующий президент Борис Тадич (Boris Tadic), позитивно относящийся к вступлению в ЕС, и Томислав Николич (Tomislav Nikolic), возглавляющий националистически настроенных крайних радикалов. Хотя официально большей частью властных полномочий обладает премьер-министр, коим является Воислав Коштуница (Vojislav Kostunica), результаты голосования имеют огромное значение. А выборы будут проходить в довольно деликатный момент времени. В ближайшие недели Косово планирует провозгласить независимость, и новое государство признают многие страны. То, как на это отреагирует Сербия, во многом определит ее собственное будущее.

На бумаге Косово по-прежнему является частью Сербии. Но после войны 1999 года этот регион находится под юрисдикцией Организации Объединенных Наций. Примерно 90 процентов двухмиллионного населения края составляют этнические албанцы, которые давно уже требуют для себя независимости. Обретение независимости будет означать конец реального и номинального правления Сербии над этой провинцией, которое началось в 1912 году, когда она вернула ее себе, отняв у османской Турции.

ООН передает контроль над Косово Евросоюзу, который в принципе согласен создать там крупную миссию для решения полицейских и правовых вопросов. В то же время Сербия готова подписать с ЕС соглашение о стабилизации и сотрудничестве, которое в таких условиях является обычно первым шагом к вступлению в этот союз. Данный шаг даст стране значительные финансовые средства плюс пакет реформ, которые страна обязана осуществить перед вступлением. Тогда Сербия догонит Хорватию, которая уже ведет переговоры о членстве в ЕС. Для информации: еще одна бывшая республика Югославии - Словения в настоящее время занимает переходящий пост председателя в Евросоюзе.

У Тадича прозападная партия, но она выступает против косовской независимости. В правительстве она делит власть с национал-консерваторами Коштуницы. Коштуница заявляет, что любая миссия ЕС в Косово будет незаконной, если на ее создание не даст согласия Сербия. Он также говорит, что Сербия не должна подписывать соглашение о стабилизации и сотрудничестве, если миссия будет все же развернута, или если большинство стран ЕС признает косовскую независимость (а они это сделают).

Тадич отвечает на это так: что бы ни произошло в Косово, у Сербии нет иного выбора кроме подписания этого соглашения. Министр финансов этой страны Младян Динкич (Mladjan Dinkic) добавляет, что произойдет 'катастрофа', если Сербия останется единственной в регионе страной, не входящей в ЕС. По его словам, Сербия в этом году получит 6 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций, но совершенно понятно, что потенциальные инвесторы утратят доверие к этой стране, если она свернет со своего пути в направлении Евросоюза. Николич, с другой стороны, согласен с Коштуницей в том, что если большая часть стран-членов ЕС пойдет на признание Косово, то Сербия должна будет отказаться от своих планов по вступлению в этот клуб.

Опросы общественного мнения говорят о том, что явного победителя на выборах не будет, и результаты голосования 20 января будут примерно равны. Это означает проведение второго тура между двумя главными кандидатами, который должен состояться 3 февраля. Партия Коштуницы своего кандидата на выборах не выставляет и Тадича не поддерживает. Более того, многие сторонники премьера могут во втором туре проголосовать за Николича. И хотя Тадич способен все-таки выцарапать себе победу, ему не следует рассчитывать на поддержку значительного числа своих бывших сторонников, считающих его слабым президентом, которым управляет Коштуница.

Вначале существовали надежды на то, что Сербия подпишет соглашение о стабилизации и сотрудничестве 28 января, то есть, между двумя турами голосования. Такие надежды не оправдываются, потому что некоторые страны не хотят заключения этого соглашения, заявляя, что сначала Сербия должна передать генерала боснийских сербов Ратко Младича (Ratko Mladic) в Гаагский трибунал, который обвиняет его в геноциде. Но даже если соглашение будет подписано, раздоры по поводу будущего Сербии в Европе не прекратятся. Ведь когда ЕС направит в Косово свою миссию, партия Коштуницы заблокирует в парламенте ратификацию соглашения о стабилизации и сотрудничестве. Похоже, что возвращение Сербии в нормальное состояние может оказаться бесконечным.

_____________________________________________________________

Извините, нам это неинтересно ("Newsweek", США)

Нестабильность на Балканах - путь к катастрофе ("The Financial Times", Великобритания)