Europe.view from Economist.com
Для знатоков финансовых эвфемизмов нет, наверное, большего наслаждения, чем чтение интернет-сайта компании RosUkrEnergo. Компания, у которой нет, судя по всему, ни собственной добычи, ни своих газопроводов, в 2006 году (за прошлый год данных пока нет) заработала на газе потрясающую сумму - 785 миллионов долларов, более чем в два раза нарастив активы - с почти двух миллиардов долларов до более чем четырех миллиардов.
Конечно, утверждать, что компания занимается каким-то неблаговидными делами, было бы полным безумием - как-никак, официальный аудит в RosUkrEnergo проводят специалисты всеми почитаемой PricewaterhouseCoopers, а ее финансовые дела ведет суперреспектабельный банк Raiffeisen. Но в таком случае у акционеров 'Газпрома' не может не возникнуть вполне законный вопрос: почему их компания отдает такой очевидно прибыльный бизнес, как покупка газа задешево в России и Центральной Азии и продажа его задорого Украине, на откуп кому-то постороннему? Добавьте в этот темный уголок постсоветского капитализма нагромождение огромных и непонятно откуда берущихся долгов, поставки из страны, которой правит одна из самых страшных диктатур в мире, а теперь еще и небрежно озвученную угрозу ядерного возмездия - и вот вам мир украино-российских энергетических отношений во всей своей первобытной красе.
Итак, 'Газпром' в очередной раз пригрозил Украине отключением газа за неуплату, и в очередной раз решение вопроса сшили явно на живую нитку. Совершенно ясно - хотя от этой ясности никому не легче, - что Кремль пытается запугать Украину и заставить ее, во-первых, забыть о вновь было возродившемся намерении вступить в НАТО, и, во-вторых, даже и не думать о том, чтобы когда-либо разместить у себя объекты американской ПРО. Особенно тревожит то, что Владимир Путин говорит о нацеливании [на Украину] ядерных ракет как о чем-то обыденном и повседневном. Но главное этой истории - все-таки плохое управление и коррупция.
В сложившейся ситуации виноваты прежде всего сами правители независимой Украины - все до единого. Из-за их некомпетентности, коррумпированности и жестокости за семнадцать лет самостоятельной жизни страна не обзавелась независимыми источниками импортного газа и не научилась его экономить.
Всего этого можно было избежать. Как показывает опыт Грузии, и бережливость, и изобретательность начинает проявляться только у тех, у кого в них возникает необходимость. В 2006 году, когда в России таинственным образом взорвался газопровод и Грузия осталась без топлива, тамошняя экономика от этого не развалилась: напротив, власти быстро восстановили старый, еще советских времен, газопровод из Азербайджана, и промышленность теперь использует энергию гораздо более эффективно, чем раньше. И, что примечательно, цифры экономического роста в Грузии зашкаливают.
То же лекарство должна принять и Украина - и ей лучше сделать это сегодня по собственной воле, чем ждать, пока Кремль накормит ее этим же зельем насильно. Предложение проложить через угол Черного моря газопровод 'Белый поток', по которому должен поступать газ на Украину - это как раз такой умный план, заслуживающий политической поддержки на самом высшем уровне.
Поскольку России, судя по всему, с помощью определенных махинаций все-таки удалось задушить в зародыше проект газопровода Nabucco, который должен был пройти через Турцию и Балканы, сегодня 'Белый поток' может стать надеждой на получение независимых поставок газа из бассейна Каспийского моря, с Кавказа и из Центральной Азии не только для Украины, но и для всей Европы.
Кроме того, Украине пришло время согласиться на более высокие цены на газ. В скором времени дефицит газа может начаться и в самой России, тем более что там приводят циничный, хотя и не лишенный изящества аргумент: скоро, мол, у нас к газу будут подключены еще десятки тысяч своих домохозяйств. Считается, что дефицит покроет газ из Туркменистана, хотя удастся ли его добыть столько, чтобы хватило всем - совершенно неясно. Поэтому чем раньше быстро растущая украинская экономика привыкнет к более высоким ценам на газ, тем сильнее будет в будущем ее позиция в борьбе за те экспортные потоки, которые будут выставляться на продажу.
И все же наиболее серьезное изменение, на которое она должна пойти, состоит в том, чтобы перестать утверждать, что в международной торговле газом присутствие компаний-посредников необходимо или хотя бы желательно.
Да, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко явно не свалилась с Луны: до политики она занималась бизнесом, и не где-нибудь, а в компании 'Итера', предшественнице RosUkrEnergo. Но сегодня она занимает совершенно правильную позицию: газовый импорт в ее стране должен стать прозрачным, причем прямо сегодня, а не в каком-нибудь будущем. На этом фоне тем более тревожно, что президент Виктор Ющенко почему-то колеблется в решении этого вопроса. Ведь рабочей группе, которую он согласился создать совместно с Россией, всего-то и надо, что задать простые, но жесткие вопросы (например - 'кто на самом деле владеет RosUkrEnergo?'), а из ответов сделать и без того очевидные выводы.
_____________________________________________
В тисках 'Газпрома' ("The Moscow Times", Россия)
Железная хватка 'Газпрома' ("The Wall Street Journal", США)
Мертвая хватка 'Газпрома' ("The Financial Times", Великобритания)
Газпромовский 'танец' ("The Observer", Великобритания)