From the Economist Intelligence Unit
В марте уровень инфляции на Украине составил 26 процентов, что было вызвано резким ростом цен на продовольствие и чрезмерной щедростью государства. Хотя рост цен на продукты питания и энергоресурсы явление глобальное, ситуация на Украине усугубляется из-за бюджетной политики государства. Более того, возникшая политическая ситуация снижает шансы на то, что правительство пойдет на коренные изменения, чтобы справиться с инфляционными проблемами.
Быстро растущие цены
Рост инфляции в марте составил 26,2 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это выше показателей февраля и января, которые, соответственно, составили 21,9 и 19,4 процента. Таковы данные государственной статистики. Цены на продовольствие и напитки в марте по сравнению с тем же периодом прошлого года выросли на 40,4 процента, услуги здравоохранения и образования подорожали более чем на 17 процентов, а цены в ресторанах и отелях увеличились на 25,2 процента. Как бы подчеркивая инфляционный характер сложившейся ситуации, цены на различные товары и услуги росли быстрее, чем общий уровень инфляции.
Украинские власти стараются возложить вину за нынешний скачок инфляции на общемировое увеличение цен на продовольствие, а также объяснить это ростом цен на энергоносители, который произошел из-за резкого удорожания импортируемого газа. Что касается продовольствия, то такие объяснения в определенной степени являются обоснованными. С начала года цены на хлеб ежемесячно вырастали более чем на 20 процентов. В тот же период времени цены на яйца увеличивались в среднем на 68 процентов, а на овощи - на 57 процентов. Самый большой скачок отмечается в ценах на растительное масло (115 процентов) и овощи (100 процентов).
В настоящее время рост цен на продукты питания стал общемировой проблемой. Но на Украине ситуация усугубилась из-за исключительно плохого урожая в 2007 году. Так как два года подряд урожаи вряд ли могут быть одинаково плохими, и поскольку показатели 2007 года будут благоприятны для сравнения с остатком года текущего, кое-кто в правительстве Украины старается преуменьшить те проблемы, которые возникают на инфляционном фронте. Примечателен в этом плане отказ премьер-министра Юлии Тимошенко от пересмотра официального целевого показателя среднего уровня инфляции на текущий год, составляющего 9,6 процента.
Ближе к дому
На протяжении нескольких месяцев потребительские цены росли медленнее, чем остальные, такие как цены производителей, цены активов и цены на недвижимость. Таким образом, инфляция закрепляется в экономике.
Хотя правительство постоянно подчеркивает, что высокая инфляция это неизбежный результат общемирового роста цен на продукты питания и энергоресурсы, власти делают все возможное, чтобы отдалить эффект воздействия инфляционных процессов, вызванных ростом импортных цен. Тарифы за коммунальные услуги, например, в этом году растут с темпами, приближающимися к 10 процентам. Если бы вся тяжесть нагрузки от повышения цен на газ в этом году была переложена на плечи жилищно-коммунального хозяйства, то этот инфляционный показатель явно исчислялся бы уже десятками процентов. Вместо этого, большая часть бремени легла на муниципальные бюджеты. Но такая ситуация не может сохраняться бесконечно, особенно в связи с тем, что рост импортных цен в 2009 году просто неизбежен. Если бы потребительские цены в полной мере отражали стоимость импортируемых энергоресурсов, то инфляция выросла бы еще больше.
Сосредоточение внимания на импортных ценах выгодно для правительства с политической точки зрения, однако это далеко не полная картина. Поскольку спрос внутри страны активно растет, Украине приходится платить свою цену за инертность экономики в сфере предложения. Все это - последствия недостатков структурной реформы, проводимой вот уже 18 лет. Есть здесь и доля вины сегодняшнего правительства с его экономической политикой. Несмотря на явные признаки 'перегрева' экономики, развивающейся бурными темпами, финансово-бюджетная политика носит ярко выраженный проциклический характер. В этом году дефицит бюджета должен по плану составить примерно 2 процента ВВП. Резкое увеличение пенсий, зарплат бюджетников, минимального уровня оплаты труда и социальных выплат в целом, которое в бюджет 2008 года заложило прежнее правительство, а реализовывать приходится администрации Тимошенко, привело к существенному росту наличных доходов. Наряду с этим наблюдается мощный приток капитала, в связи с чем объемы наличных денежных средств очень быстро растут. А вливание наличности неизбежно подталкивает вверх цены.
Отчасти мартовский скачок инфляции объясняется выплатами правительством Тимошенко компенсаций, которые получают те, кто потерял свои сбережения во время краха государственного сберегательного банка в 90-е годы. Вернувшись в кресло премьер-министра, Тимошенко в первую очередь решила выплатить вкладчикам компенсацию в размере до 1000 гривен (200 долларов). Пока такие единовременные выплаты получило 2,7 миллиона человек.
Покупая голоса
На политическом фронте битва с инфляцией осложняется двумя факторами. Первый - это высокая конкуренция в политике. Тимошенко, отметившая недавно первые сто дней на премьерском посту, своей предвыборной кампанией озабочена, видимо, не меньше, чем проблемами управления страной. Бытует мнение, что она хочет стать президентом в начале 2010 года, когда состоятся очередные выборы. В этих целях премьер-министр запустила несколько популистских проектов, чтобы повысить свою популярность за пределами западной Украины и Киева, которые с энтузиазмом поддержали Тимошенко и президента Ющенко во время 'оранжевой революции' 2004 года. Так, инициатива с выплатой компенсаций может повысить ее популярность в страдающих от хронической безработицы и экономической депрессии восточных регионах, которые до настоящего времени твердо поддерживают одного из главных соперников Тимошенко - бывшего премьер-министра Виктора Януковича.
Сторонники Тимошенко утверждают, что у нее мало возможностей для маневра в финансовой сфере. Она унаследовала проциклический бюджет от своего предшественника Януковича, и ей не хватает парламентской поддержки для внесения в него поправок. Хотя существующий расклад сил в парламенте крайне затрудняет пересмотр бюджетных положений, а то и делает это фактически невозможным, трудно себе представить, что Тимошенко в настоящее время решится на затягивание поясов населения, поскольку за это ей неизбежно придется расплачиваться падением поддержки общества. Но в этом она не одинока: начиная с 2001 года, зарплаты на Украине росли быстрее, чем производительность, хотя совершенно очевидно, что такая тактика несостоятельна.
Валютный якорь
Второй осложняющий ситуацию фактор связан с валютной политикой Украины. Годами в стране существовала фактическая привязка к доллару США. Это шло на пользу стране, но сегодня, когда Украина получает мощный приток капитала, такая привязка вряд ли уместна. В условиях фиксированного валютного курса такое вливание капитала привело к излишку денежной массы в обращении: денежный агрегат М2 (показатель структуры денежной массы: наличные деньги, чеки, вклады до востребования и небольшие срочные вклады - прим. перев.) в декабре вырос на 50 процентов по сравнению с показателем предыдущего года.
Однако изменения в валютной политике незначительны. Отказ от фиксированного обменного курса, расширение рамок его фиксации и даже простое укрепление курса гривны по отношению к доллару помогли бы снизить инфляцию, вызванную ростом импортных цен. Однако это поставило бы под угрозу конкурентоспособность двух главных экспортных отраслей Украины - металлургической и химической, причем произошло бы это в непростой период. Обеим отраслям приходится в последние два года как-то справляться с ростом цен на газ, а в следующем году их ждет очередное повышение. Если до 2004 года тысяча кубометров газа стоила менее 100 долларов, то сейчас эта цена выросла примерно до 240 долларов. А в 2009 году эти цены могут перевалить рубеж в 300 долларов, поскольку газодобывающие страны Центральной Азии требуют, чтобы Украина платила за их газ по тем же ценам, которые платят европейские потребители за топливо из России.
Кроме того, Национальный банк Украины (НБУ, или центральный банк) опасается закладывать в прогнозы инфляционные показатели, боясь противодействия правительства. В настоящее время все значимые процентные доходы в стране в реальном исчислении имеют знак 'минус'. Чтобы вернуть им знак 'плюс', потребовалось бы увеличить дифференциал между украинскими и американскими ставками до такого уровня, что потоки спекулятивного денежного капитала выросли бы до опасной отметки. А поскольку в случае с Украиной в ее валютной политике существуют ограничения, НБУ пришлось бы полагаться на правительство в проведении ответственного налогово-бюджетного курса, если Центробанк вообще надеется обеспечить соответствие приемлемым инфляционным показателям. А в нынешней бурной политической ситуации никакой руководитель Центробанка не станет делать ставку на правительство.
Как драться одной рукой, когда другая связана
В рамках этого сценария надежды по ослаблению инфляционного роста пока что возлагаются на возможное улучшение базовых условий и на хороший урожай в текущем году. Определенное облегчение могут принести также реформы в области предложения в экономике. Но это возможно лишь в том случае, если такие реформы не вызовут слишком ожесточенного сопротивления со стороны остро реагирующей части электората, и если они найдут поддержку во всех политических лагерях (а такое возможно, поскольку интересы крупной промышленности широко представлены во всех трех крупнейших политических партиях). Но так как валютная политика связана по рукам и ногам, налогово-бюджетная политика проводится в условиях острого политического соперничества, а Тимошенко стремится к реализации собственных амбиций, битву с инфляцией на Украине придется по-прежнему вести без значительной части того арсенала, который имеется в распоряжении государства. В результате нет никаких шансов на то, что темпы инфляции удастся удержать в плановых рамках. Скорее всего, рост цен будет практически в два раза больше целевых инфляционных показателей.
___________________________________________________________
Нет, спасибо - настаивают украинцы ("The Globe And Mail", Канада)
Кто потерял Украину? ("The Weekly Standard", США)