From The Economist print edition
Мало что препятствует строительству трубопровода Nord Stream по дну Балтийского моря, что говорит о важности России как поставщика газа в Европу и ее особых отношениях с Германией. Этот план был тайно разработан германо-российским консорциумом, который ныне возглавляет бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Не так давно один польский министр уподобил его, возможно, поддавшись эмоциям, пакту Молотова-Риббентропа 1939 года.
Между тем, депутат Европейского парламента от Эстонии Андрес Таранд (Andres Tarand) утверждает, что трубопровод потревожит советские военные захоронения, оставшиеся с морских боев 1941 г., когда силы, оккупировавшие Эстонию, бежали от наступления Гитлера. Среди его источников - секретная советская военная карта 1985 г. и работа эстонского историка Мати Ыуна (Mati Oun), который пишет о 'крупнейшем морском кладбище в мире'. Русские трепетно относятся к военным захоронениям и памятникам, что показал недавний конфликт вокруг статуи в Эстонии. Но официальный представитель Nord Stream утверждает, что планируемая трасса трубопровода проходит вблизи только одного затонувшего корабля, добавляя, что он не будет потревожен. Кто сказал, что энергетическая политика - это всегда скучно?
***
Комментарии читателей сайта The Economist на 13:40 16 мая 2008 г.
Grovehall: Меня всегда очень тревожил план строительства именно этого газопровода. Будем надеяться, что и другие страны будут подключены к немецкому концу трубы.
JerzyPools: North Stream нерентабелен, как и большая часть политически мотивированных проектов. Гораздо проще, дешевле, безопаснее для окружающей среды и разумнее с исторической точки зрения прокладывать газопроводы по суше. Однако он не позволит России играть в Европе в игры 'разделяй и властвуй': одним мы газ будем поставлять, а другим - нет.
bentley21: Какое лицемерие со стороны эстонцев выступать против строительства трубопровода по той причине, что он потревожит советские могилы, когда единственное слово, которым обычно называют в Эстонии советских ветеранов, - это 'оккупанты', а ее правительство не очень боялось потревожить мертвых, уничтожая в прошлом году советское военное кладбище в Таллине в тот день, когда Россия отмечала День Победы.
Другое дело - когда Россия пытается вернуть долги за газ у Украины, которой она, на самом деле, продает его гораздо дешевле, чем другим странам, а Украина начинает несанкционированный отбор, Россию обвиняют в ненадежности и запугивании соседей; когда Россия пытается построить трубопровод в обход таких стран, как Белоруссия и Украина, чтобы избежать рисков, связанных с транзитом, ее обвиняют вновь.
В моей стране много проблем, но она нисколько не заслужила того, чтобы ее демонизировали так, как, к сожалению, происходит на страницах The Economist.
_______________________________________
Куда "Газпром", туда и Россия ("The New York Times", США)
Неприятность в трубе ("The Economist", Великобритания)
Газом по Европе ("Wprost", Польша)