Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Белые ночи

Некоторые обнадеживающие знаки с петербургского экономического форума

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В этом году на большом российском экономическом форуме в Санкт-Петербурге не было ничего странного. В небе летала надувная свинья, а на площади перед Зимним дворцом неистовствовал бывший лидер группы Pink Floyd. Туристов завораживала бронированная яхта проживающего в Лондоне олигарха Романа Абрамовича. Сотрудники службы безопасности донимали тех, чей внешний вид им не нравился. Все давно привыкли к тому, что российский капитализм ни в чем не знает меры

From The Economist print edition

В этом году на большом российском экономическом форуме в Санкт-Петербурге не было ничего странного. В небе летала надувная свинья, а на площади перед Зимним дворцом неистовствовал бывший лидер группы Pink Floyd. Туристов завораживала бронированная яхта проживающего в Лондоне олигарха Романа Абрамовича. Сотрудники службы безопасности донимали тех, чей внешний вид им не нравился. Все давно привыкли к тому, что российский капитализм ни в чем не знает меры.

Однако удивительна была смена настроения, обозначившаяся в речах некоторых чиновников. Тон задал вице-премьер Игорь Шувалов, чья речь была немедленно названа 'новым курсом'. Шувалов, координирующий двойственную систему российской власти с президентом Дмитрием Медведевым, заявил, что для того, чтобы стать свободной и инновационной страной, России нужно развивать демократические институты, модернизировать систему образования и улучшать здоровье своих граждан. Он добавил, что государство должно меньше вмешиваться в экономику и, самое главное, 'мы должны вновь и вновь повторять: защита прав собственности есть важнейшая задача государства'.

Сложно назвать эти слова революционными, но, по сравнению со многими речами кремлевских чиновников, они звучали как откровение. Шувалов был окружен прогрессивными бизнесменами и политиками, в том числе иностранными. Его комментарии отражают консенсус среди российских бизнесменов, говорит Сергей Гурьев, ректор российской Новой экономической школы, опросивший около 60 глав компаний. Большинство хочет, чтобы Россия к 2020 г. стала 'свободной, образованной и законопослушной'; лишь 22 процента желает видеть ее 'сильной'. Всего 6 процентов опасаются иностранной агрессии; большинство считает, что проблемы России являются внутренними, включая демографический кризис, коррупцию и пренебрежительное отношение Кремля к закону.

То, что ведущие российские бизнесмены одинаково смотрят на будущее, неудивительно. Но некоторые либералы сочли прорывом то, что их чаяния были озвучены в Санкт-Петербурге. Циники предполагают, что обогатившимся за последние восемь лет нужно легитимировать и защитить свою собственность. Но ясно и то, что нынешняя централизованная и пораженная коррупцией система не может обеспечить диверсификацию экономики и стабильный рост.

Об этом свидетельствует, в частности, инфляция, которая за последний год почти удвоилась и составляет сегодня 15 процентов. Всемирный банк и МВФ говорят, что экономика перегревается, внутренний спрос обгоняет рост, промышленность работает на пределе своих возможностей, а реальные заработные платы растут быстрее, чем производительность труда. Частью проблемы является рост цен на импортируемое продовольствие, но также быстрое увеличение денежной массы и обогащение государственных корпораций. Выборы часто приводят к увеличению государственных расходов, но в России деньги достались не пенсионерам, а бюрократам.

Лучший способ борьбы с инфляцией, говорит Аркадий Дворкович, советник Медведева по экономике, - это повышение конкуренции и рост инвестиций. По его словам, первые указы Медведева - о защите малого бизнеса от бюрократии, создании федеральных университетов - свидетельствуют о новом направлении. Но вопрос заключается в том, насколько далеко готов пойти российский политический класс. О том, что повышение эффективности государства невозможно без подлинно демократических выборов, заявил архитектор реформ 1990-х годов Анатолий Чубайс.

Имеются признаки того, что Шувалов и компания пытаются решить проблемы путем модернизации, а не реформирования системы. Он не раз подчеркивал, что его выступление лишь конкретизирует стратегию Путина и Медведева. Речь самого Медведева была не более, чем повторением прошлогоднего выступления Путина с фирменными декларациями об американском эгоизме и стремлении России стать финансовым центром мира.

Неясно, как надежды на воспитание более инновационного и творческого поколения и отправку молодежи на учебу за границей могут сосуществовать с коррумпированной призывной армией, которая физически и умственно уродует способных молодых людей, или как совместить с жесткой визовой политикой призыв Шувалова дать 'зеленый свет' иностранным специалистам. Действия бывают красноречивее слов. Недавно с визовыми проблемами столкнулись специалисты из ВР, глобальной энергетической компании. Миграционная служба заявила, что квота на разрешения на работу в Москве для иностранцев исчерпана.

И, хотя Шувалов призывает сократить роль государства в экономике, в настоящее время идет яростная борьба за активы государственного холдинга, созданного Сергеем Чемезовым, бывшим коллегой по КГБ и другом Путина. Концерн 'Ростехнологии', созданный для развития российских технологий, хочет установить контроль над сотнями фирм, акции которых принадлежат государству. Министр финансов Алексей Кудрин выступает против непрозрачной передачи и продажи государственных активов. Он говорит, что реализация этого предложения 'будет скрытой приватизацией', направленной 'на увод доходов от продажи госактивов из федерального бюджета'.

'Проблемы России не решить какими-то специальными мерами, нам нужны фундаментальные перемены', - говорит бывший чиновник Андрей Шаронов. Но сегодня риторика стала более мягкой и обнадеживающей. Обнадеживает и решение снять обвинения в адрес Мананы Асламазян, главы фонда по работе со СМИ, против которой было возбуждено уголовное дело за мелкое правонарушение. Шувалов и Медведев сделали еще недостаточно, чтобы считаться либералами, но они представляют собой новую команду, стремящуюся заявить о себе.

Однако перестройка Михаила Горбачева тоже начиналась как попытка привести в порядок экономику и оживить Коммунистическую партию. Вскоре она вышла из-под контроля своего автора. Отличие, по словам политолога Кирилла Рогова, состоит в том, что на реформы Горбачева толкнуло падение цен на нефть. Медведеву в этом отношении 'везет' меньше.

_________________________________________

Похоже, ничто не может остановить возрождение России ("The Financial Times", Великобритания)

Россия: гигант нового мирового экономического порядка ("The Observer", Великобритания)

Россия: колосс на глиняных ногах ("Newsweek", США)

'Бизнес без водки - деньги на ветер' ("The Financial Times", Великобритания)