Попытка ЕС реформировать свои энергетические рынки закончилась невразумительным компромиссом
Когда государственные мужи характеризуют новую политику как 'третий путь', речь обычно идет о неудовлетворительном компромиссе. Подобный вывод, несомненно, относится к проекту принципов энергетической политики Европейского Союза (ЕС), согласованному министрами энергетики стран-участниц 6 июня в Люксембурге. Еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс (Andris Piebalgs) намеревался вынудить правительства стран Союза разделить или 'разукрупнить' производственные и транспортно-распределительные активы энергокомпаний. В результате, однако, предлагается гибридная система, позволяющая государствам ЕС выбирать между подлинным дроблением своих вертикально интегрированных энергетических гигантов и двумя 'смягченными' формами разукрупнения.
По собственному признанию г-н Пиебалгс испытывает 'смешанные чувства' по отношению к компромиссному законопроекту, который будет теперь представлен парламентариям. Однако он подвергается давлению со стороны двух соперничающих фракций. Британия, Испания, Нидерланды и скандинавские страны выступают за создание 'Системы независимых операторов передающих сетей' (СНОПС), что означает полное имущественное разделение компаний. По их мнению, вертикально интегрированные корпорации вроде французской EDF или немецких RWE и e.ON отлучают конкурентов от своих транспортных и передающих сетей, и не желают реинвестировать прибыли в совершенствование инфраструктуры.
В качестве альтернативы СНОПС Еврокомиссия предложила и смягченный вариант, позволяющий энергокомпаниям оставаться владельцами 'отпочковавшихся' сетевых активов. Но даже его сочла чересчур радикальным группа из восьми стран, возглавляемая Францией и Германией: ее участники заявляют, что для 'реального и эффективного' разукрупнения транспортно-распределительной инфраструктуры разделения активов не нужно. Эта группа предложила 'третий путь', требующий от энергокомпаний всего лишь создать отдельные команды управленцев для производственных и транспортно-передающих активов, а также наращивать инвестиции. Правительства стран-участниц будут вправе выбрать один из этих трех вариантов.
Еврокомиссия, правда, настаивает, что ей удалось добиться успеха на других направлениях. Так, для надзора за функционированием энергетических рынков, в первую очередь в плане трансграничного взаимодействия между операторами передающих сетей, предусматривается создание 'Управления по сотрудничеству регулирующих органов в сфере энергетики'. Однако Дитер Хельм (Dieter Helm), эксперт по вопросам энергетического регулирования из Оксфордского университета, полагает, что радоваться особенно нечему. По его мнению, разделение активов необходимо было провести в 1990-х гг., когда цены на энергоносители были низкими, больших инвестиций не требовалось, а предложение превосходило спрос. Сегодня, по его словам, эта мера имеет куда меньшее значение.
Вместо этого в ситуации, когда Россия наращивает свое влияние в качестве добывающей державы, ЕС следовало бы сосредоточиться на обеспечении гарантированных поставок, в частности за счет создания 'единого фронта' потребителей на переговорах с 'Газпромом' и другими российскими энергетическими гигантами. К 2030 г. на долю России будет приходиться до 50% газа, импортируемого странами ЕС. Тем не менее, вместо совместных действий страны Союза заключают с Россией сепаратные сделки. Второй приоритетной задачей ЕС должна стать борьба с изменением климата. Переговоры по этому вопросу проводятся регулярно, но пока что их результатом стали в основном совершенно нереальные ориентиры в плане перехода на возобновляемые источники энергии. 'Европейская энергетическая политика по сути провалилась', - констатирует г-н Хельм.
По словам представителей Еврокомиссии, компромисс был вынужденным. 1 июля председательское кресло в ЕС по ротации займет Франция, выступающая против разделения активов, и реформаторам необходимо было довести дело до конца в этом месяце. Кроме того, новые принципы еще могут поспособствовать выработке единой энергетической политики стран ЕС за счет создания нового панъевропейского ведомства и усиления сотрудничества между сетевыми операторами. Однако воплощение проекта займет как минимум два года. Тем временем европейские вертикально интегрированные гиганты - особенно немецкие RWE и e.ON - будут проводить собственную энергетическую 'внешнюю политику'. А правительства государств ЕС станут изо всех сил помогать своим 'национальным чемпионам'.