From The Economist print edition
Разумно ли торговаться с лучшим другом? Именно этот вопрос сейчас стоит перед убежденными атлантистами из Чехии и Польши в связи с планами Америки разместить на территории этих стран базы противоракетной обороны.
Чехия готова приветствовать все, что укрепляет ослабевшие трансатлантические связи в сфере безопасности. Ни Европейский Союз, ни НАТО не кажутся ей достаточно надежной защитой от возрождающейся России, так что размещение ключевой американской радиолокационной станции добавляет чешской безопасности ценное дополнительное измерение. В результате госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) подписала вчера в Праге соглашение о радаре. Хотя около двух третей чехов против, правительство выглядит уверенным в своей способности преодолеть последнее препятствие - голосование в парламенте.
Польский подход несколько жестче. В обмен на размещение базы с десятком ракет-перехватчиков (предназначенных для отражения иранского ракетного удара по Америке или по Европе) правительство потребовало миллиарды долларов на модернизацию своих вооруженных сил, плюс зенитно-ракетные комплексы 'Пэтриот'. Американца сначала наотрез отказались, но потом слегка уступили, предложив разместить 'Пэтриоты' временно.
Однако никаких договоренностей пока не заключалось. Все усложняют плохие отношения президента Польши (желающего достичь соглашения любой ценой) с правительством (настроенным, скорее, против). Тем временем соседняя Литва заявила, что с радостью готова разместить у себя ракеты. Американцы, в свою очередь, несмотря на высокомерный вид, озабочены скорейшим заключением договора, который стал бы одним из немногих внешнеполитических успехов истекающего президентского срока Буша.
Впрочем, европейцы не спешат называть это успехом. Некоторые считают весь план в целом ненужным и вредным. Сейчас Америка называет базы ПРО проектом НАТО, но особой разницы никто не видит. Бывший президент России Владимир Путин угрожал нацелить ядерные ракеты на те из европейских стран, которые примут в нем участие. На этой неделе российский МИД заявил, что ответ на действия американцев будет не только дипломатическим, но и 'военно-техническим'. Это может означать усиление российских военных группировок в Калининграде или в Белоруссии.
Америка сразу же упрекнула Россию за 'воинственную риторику'. Она продолжает утверждать, что России нечего бояться в связи с этим проектом, более того, что ей предложили к нему присоединиться. Кстати, поляков и чехов это предложение (сделанное через их головы) заставляет чувствовать себя неуютно. Кроме того, они не уверены в американской политике. Что если администрация Обамы выхолостит или даже полностью свернет проект, оставив тех, кто его поддерживал, беззащитными перед ветром с востока?
______________________________________
А. Де Лазари, О. Рябов "Угрожающий "лапотный медведь" (ИГУ, 2007, Тираж 300 (!) экз.)
Медведев следует курсом на конфронтацию с США ("The Times", Великобритания)
Вацлав Гавел: Россия может сделать Чехию одной из своих возможных военных целей ("Radio Praha", Чехия)
Глава МИД Чехии: "Почему я должен идти к русским? Пусть они придут ко мне" ("Radio Praha", Чехия)
Россия грозит ответными мерами в связи с соглашением по ПРО ("The Times", Великобритания)