Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Война в министерстве

Гражданские отбирают руководство у российских военных

Война в министерстве picture
Война в министерстве picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После нескольких лет ни шатко, ни валко идущей военной реформы гражданский министр обороны России отбирает управление вооруженными силами страны у Генерального штаба. Это один из первых признаков перемен после передачи власти от Владимира Путина Дмитрию Медведеву...

From Economist.com

После нескольких лет ни шатко, ни валко идущей военной реформы гражданский министр обороны России отбирает управление вооруженными силами страны у Генерального штаба. Это один из первых признаков перемен после передачи власти от Владимира Путина Дмитрию Медведеву. Первая цель такого шага - снизить расточительность и коррупцию, а также улучшить финансовое управление. В условиях, когда консервативные генералы попадают в положение подчиненных, совершенно очевидно, что место для проведения фундаментальных реформ наконец-то расчищено. Но политическому руководству предстоит еще определить, что это означает на деле.

Кадровые чистки

Высший эшелон Генерального штаба российской армии находится сегодня в состоянии беспрецедентной текучки кадров. Начальника штаба заменили в июне. В конце того же месяца уволили одного из его заместителей, а неделей позже - еще двух. На момент написания статьи министр обороны Анатолий Сердюков назначил только одного из трех заместителей взамен уволенных. По данным журнала 'Независимое военное обозрение', это беспрецедентная ситуация.

Когда в 2007 году Сердюкова назначили на пост министра обороны, он столкнулся не просто с противодействием со стороны многих представителей российского высшего командования, но и с презрением. Они называли его 'торговцем мебелью' (когда-то нынешний министр был директором мебельной компании), а Генеральный штаб оставался центром сопротивления министерству обороны, где появлялось все больше гражданских лиц. Но эти люди не учли одного. Находясь на посту руководителя Федеральной налоговой службы, Сердюков был главной фигурой в жестоком и эффективном применении налоговых расследований и проверок, проводившихся для того, чтобы сломать остатки независимо мыслящих олигархов бизнеса, и в первую очередь, главу 'ЮКОСа' Михаила Ходорковского. Несмотря на свои мягкие манеры, Сердюков доказал, что может быть таким же беспощадным, как и все его генералы, а также более безжалостным, чем все его предшественники.

Противодействие переменам

Генеральному штабу с 1992 года не удается осуществить ни одной значимой программы реформирования. Расходы на оборону растут такими же темпами, как и государственный бюджет, резко увеличивающийся от продажи нефти и газа. Если в 2000 году его размер составлял 214 миллиардов рублей, то в 2007 году он был равен 821 миллиарду рублей, или 35,4 миллиарда долларов. Однако большая его часть попросту разбазаривается, и сколь либо значимые реформы не проводятся. Численность вооруженных сил страны превышает 1 миллион человек. Это по-прежнему больше, чем нужно, и больше, чем страна может себе позволить. Различные исследования говорят о том, что наиболее соответствующая потребностям численность должна составлять максимум 600-700 тысяч человек. Это существенно больше в расчете на душу населения, чем в других развитых странах, где сохраняется воинская обязанность, таких как Германия (по меркам Бундесвера, в России должно быть 430000 военнослужащих).

Генералы также оказались плохими управленцами. По данным наблюдательной комиссии Общественной палаты, 30 процентов бюджета теряется из-за коррупции и хищений. А многое из того, что не украдено, тратится впустую. Система закупок, например, настолько громоздка и неуклюжа, что российская армия ждет новые танки дольше, и платит за них больше, чем иностранные покупатели. В прошлом году ВВС получили только три новых самолета.

Находясь на посту президента, Владимир Путин говорил о реформах, но решительных действий не предпринимал. Пока у него были силы, способные воевать в Чечне (а война эта была выиграна главным образом за счет массированного применения огневой мощи, репрессий и подконтрольных Москве местных ставленников), Путин не проявлял желания лоб в лоб сталкиваться со своими генералами.

Напор Сердюкова

В отличие от Путина, новый президент Дмитрий Медведев меньше склонен попадать на крючок таинственности военных. Его больше заботит экономическая эффективность, и он хорошо понимает, что военная реформа застопорилась. С учетом того, что у него относительно слабые позиции среди 'силовиков' - бывших руководителей из рядов военных и спецслужб, которых продвигал Путин - сам Медведев вряд ли решился бы на такое наступление. Однако Сердюков воспользовался передачей президентской власти, чтобы сломить сопротивление Генерального штаба.

2 июня был отправлен в отставку начальник Генерального штаба генерал Юрий Балуевский. Он был назначен на новую должность, хотя она определенно менее значима. Балуевский стал заместителем секретаря Совета безопасности. Находясь на посту в Генштабе, он все больше раздражал министра обороны. Прежде всего, этот человек придерживался традиционных, еще советских понятий о военной политике. По его мнению, верховное командование и Генеральный штаб должны разрабатывать военную политику и определять военную доктрину, а роль министерства сводится к нудной и мелочной работе по административно-хозяйственному управлению.

Когда ушел Балуевский, министр обороны убедил Медведева назначить на должность начальника Генерального штаба генерала Николая Макарова. Это был хитрый и умный ход. У генерала Макарова безупречная репутация командира и штабного работника; он работал непосредственно вместе с Сердюковым; он проявляет не очень модный ныне интерес к вопросам боевой подготовки и оснащения армии; кроме того, он относительно незапятнан. Пользуясь большим уважением в войсках, генерал Макаров не входит ни в одну из группировок в военном руководстве, и поэтому его можно считать человеком Сердюкова.

Переход власти

Сердюков после этого начал быстро развивать успех. Два уволенных в начале июля заместителя начальника Генштаба возглавляли главные управления этого ведомства и считались одними из самых активных критиков Сердюкова. Тем временем, командование военно-морским флотом переводится из Москвы в Санкт-Петербург - подальше от других видов вооруженных сил. А с учетом того, что в российской армии соотношение количества генералов и личного состава намного выше, чем было в советские времена, высшее командование и Генеральный штаб будут сокращены на 40 процентов.

Власть решительно передается от Генерального штаба министерству обороны. Сейчас вопрос заключается в том, что собирается делать Сердюков. Безусловно, он захочет упорядочить высшие эшелоны, продать часть дорогой и ненужной собственности и объектов министерства обороны, а также создать в военных рядах разумную и здравую систему финансового управления. Однако пока нет никаких свидетельств наличия более существенных представлений о реформах. Сердюков объявил о планах 10-процентного сокращения общей численности вооруженных сил к 2016 году, а также о некотором увеличении денежного довольствия для привлечения и сохранения в кадровом составе наиболее способных призывников. Даже с учетом планируемых вложений в новую технику и вооружения в размере 5 триллионов рублей к 2015 году, это в лучшем случае окажет небольшое воздействие на общее состояние.

Необходима фундаментальная переоценка возможных угроз России и ее долгосрочных приоритетов. До сих пор в таких дебатах по вопросам доктрины доминировали генералы и их консервативные интересы. Сердюков вырвал доктрину из рук генералов, но похоже, пока он не знает, как ею распорядиться. Да и Медведев, несмотря на свою более мягкую манеру поведения, не продемонстрировал пока желания провести переоценку внешней политики Путина и его политики в сфере безопасности. Тем не менее, с приходом имеющих больше практического опыта генералов-технократов, таких как Макаров, которые выступают за создание более компактных, но лучше подготовленных и высокопрофессиональных вооруженных сил, а также за решительное изменение соотношения полномочий между министерством обороны и Генеральным штабом, наконец появляется возможность для проведения настоящей реформы. Политическому руководству остается только решить, какой должна быть эта реформа.

________________________________________

Мучительная реформа бывшей Красной Армии ("Le Figaro", Франция)

Нет больше пороха в пороховницах, или Как кончился запал у Красной Армии ("Daily Mail", Великобритания)